“Последний день”. Загадки пастели В.Э.Борисова-Мусатова
06.06.2013 10:50:00
В творчестве В.Э. Борисова-Мусатова пастель занимает особое место. Художник любил работать с этой техникой и блестяще владел ею.
Хорошо известны пастели «Романс» (1900), «Спящая девушка» (1901), «Дама в кринолине» (1901-1903), «Дама у гобелена» (1903), «Под тенью сосен» (1904), «Аллея парка» (1904), находящиеся в собраниях нескольких музеев России.
К технике пастели В.Э. Борисов-Мусатов обращался до конца своей жизни. Выстроить этот ряд произведений художника, уточнить время и обстоятельства их создания – всё равно, что сложить сложную мозаику. В самом деле, художники, далеко не всегда подписывая и датируя собственные работы, невольно создают для будущих исследователей настоящие запутанные головоломки. И разгадка их, выдвижение обоснованных версий датировок произведения, изображаемых на них местностей и персон, в чем-то сродни детективу с непременным фантастическим элементом путешествия во времени.
XXI век подарил нам удивительный инструмент для поиска нужной информации – Интернет. Этот поиск отнюдь не заменяет и не отменяет традиционной скрупулёзной работы в музейных фондах и научных архивах, но его результаты, иной раз дают начало интереснейших сюжетов для исследований и научных контактов.
Эти результаты были бы невозможны без совместной работы музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова с сотрудниками ПРЦ НИТ СГУ. Именно сотрудниками Саратовского государственного университета был разработан мониторинг музейных интернет-ресурсов, который затем применен нами в проекте "Мир В.Э.Борисова-Мусатова. XXI век", а методика его проведения была представлена в докладе на конференции НП АДИТ-2006 в Саратове и опубликована авторами в статье "Художник В.Э.Борисов-Мусатов через призму Интернета"
Найдя в конце 2005 года на сайте www.artsalon.ru новое неизвестное нам изображение произведения В.Э. Борисова-Мусатова мы искренне радовались, высказывая друг другу разные мысли и предположения. В мае 2006 года на сайте известнейшего аукциона Сотбис работа была выставлена на продажу с более подробной информацией о ней, а ее изображение было транслировано значительно крупнее. Естественно, что такое событие, как международный аукцион первоклассных произведений русской живописи вызвал широкое обсуждение в прессе: «Исключительно редок в продаже известный символист-голуборозовец В. Борисов-Мусатов. Его картина «Последний день» (43х57; 1903) впервые выставляется на продажу. Полотно было приобретено напрямую у художника в 1904 г. В. Направником, сыном русского дирижера и композитора Эдуарда Направника, и с тех времен оставалось в семейной коллекции». Из статьи Дмитрия Буткевича “Станет ли Айвазовский снова самым дорогим художником”, «Независимая газета», рубрика «антиквариат», 26.05.2006 г. - о проведении Домом Сотбис трех специализированных аукционов в рамках русской недели в Лондоне 31 мая 2006 года

К технике пастели В.Э. Борисов-Мусатов обращался до конца своей жизни. Выстроить этот ряд произведений художника, уточнить время и обстоятельства их создания – всё равно, что сложить сложную мозаику. В самом деле, художники, далеко не всегда подписывая и датируя собственные работы, невольно создают для будущих исследователей настоящие запутанные головоломки. И разгадка их, выдвижение обоснованных версий датировок произведения, изображаемых на них местностей и персон, в чем-то сродни детективу с непременным фантастическим элементом путешествия во времени.
XXI век подарил нам удивительный инструмент для поиска нужной информации – Интернет. Этот поиск отнюдь не заменяет и не отменяет традиционной скрупулёзной работы в музейных фондах и научных архивах, но его результаты, иной раз дают начало интереснейших сюжетов для исследований и научных контактов.
Эти результаты были бы невозможны без совместной работы музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова с сотрудниками ПРЦ НИТ СГУ. Именно сотрудниками Саратовского государственного университета был разработан мониторинг музейных интернет-ресурсов, который затем применен нами в проекте "Мир В.Э.Борисова-Мусатова. XXI век", а методика его проведения была представлена в докладе на конференции НП АДИТ-2006 в Саратове и опубликована авторами в статье "Художник В.Э.Борисов-Мусатов через призму Интернета"

Следующей находкой в нашем Интернет-поиске была ранее не известная нам «картина в картине» Зинаиды Серебряковой «Портрет Марии Георгиевны Направник» 1908-1917 гг. из собрания Чувашского государственного художественного музея, где молодая женщина изображена на фоне картины В.Э. Борисова-Мусатова «Последний день».
Интересную историю атрибуции этого портрета мы узнали в ходе профессионального общения с сотрудницей музея Анастасией Григорьевой и искренне порадовались статье нашей коллеги «Загадки картины З.Е. Серебряковой» на сайте “Культурный провайдер Чувашии”.

Пастель «Последний день», насколько можно судить по электронному изображению, прекрасное законченное произведение В.Э. Борисова-Мусатова. Ей присущи все лучшие черты творчества художника: гармония человека и природы, лирическое настроение, полное отсутствие суеты. Зритель словно погружается в ароматную свежесть летнего вечера, невольно думая: «продлись, продлись очарованье…».
К сожалению, каталожные интернет-сведения не приводят исчерпывающей информации о произведении, которые позволили бы с уверенностью делать как утверждения, так и опровержения на сей счёт. Тем не менее, даже приведённая датировка пастели «Последний день» даёт пищу для возникновения различных исследовательских вопросов.
Сообщается, что работа создана в 1903 год. Но откуда это известно? Подписано ли самим автором или это некая давно утвердившаяся датировка работы? Загадки таятся и в самом названии «Последний день». Если художник сам подписал работу, то тогда перед нами встаёт задача более точно определить время и место её создания в общем ряду произведений художника, написанных в 1903 году. Ностальгия ли это по усадьбе Зубриловка, домашняя саратовская зарисовка перед предстоящим путешествием летом 1903 года в городок Хвалынск или просто авторская фантазия, никак и ни с чем не связанная?
Но если авторская датировка отсутствует? Анализ изображения позволяет выдвинуть предположение, что пастель могла быть написана позже - в следующем 1904 году.
В середине лета 1904 г. Борисов-Мусатов гостил с семьёй в подмосковной усадьбе Введенское. В это же время там собралась большая художническая компания, близкая В.Э. Борисову-Мусатову. Во Введенском художник создал картину «Отблеск заката», а позже, работая над эскизами фресок к росписям особняка госпожи Дерожинской, в эскизе «Сон божества» использовал тот же пейзаж. Сюжет прогулки двух девушек, их одежда: жёлтое платье с оборками и синий кринолин с накидкой картины «Отблеск заката» и эскиза «Сон божества» очень близки с пастелью «Последний день».

«Последний день» и «Отблеск заката», несмотря на разные техники пастель и темпера, очень похожи по общему колориту: отблеск заходящего солнца вызолотил верхушки деревьев, на лужайках присутствуют холодные зелёные оттенки, от земли поднимаются густеющие лиловые сумерки.
Итак, благодаря предъявлению в Интернете электронного изображения В.Э. Борисова-Мусатова визуальный ряд произведений художника выполненных в технике пастели пополнился ещё на одну единицу.
Восстановить полную историю создания этой работы можно только при наличии всех известных о ней сведений, а также при сопоставлении фактов биографии художника.
Наконец, мы в очередной раз убеждаемся, что истинное произведение искусства имеет не только немалую материальную ценность, но историческую ценность, доносящую до нас интересные свидетельства о давно ушедшей эпохе.
Элеонора Белонович
заведующий отделом музеефикации «Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова»
Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева
Игорь Пролеткин
начальник отдела геоинформационных систем
ПРЦ НИТ Саратовского государственного университета