Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Где купался "Красный конь?"

16.12.2016
Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Картину К.С.Петрова-Водкина «Купание красного коня» искусствоведы называют этапным символом творческой зрелости художника, поэтическим иносказанием о судьбах России, образцом символической многозначности. Спустя два года после создания картины, под впечатлением кровавых событий первой мировой войны, Петров-Водкин воскликнет: «Так вот почему я написал своего «Красного коня»!..»
А начиналась работа над этим знаменитейшим произведением летом 1912 года в гостеприимном имении генерала русской армии Петра Грекова на хуторе Мишкина Пристань близ села Гусевка Царицынского уезда Саратовской губернии (ныне Волгоградская область, Ольховский район). Приехал туда Петров-Водкин вместе с женой по приглашению дочери генерала Натальи, которая была одной из его учениц. В письме матери художник с восторгом сообщает: «Попали мы, можно сказать, в рай, - так здесь хорошо! Река, лес и хорошие люди. Я так люблю уезжать по Иловле (приток Дона) среди деревьев, среди водяных лилий – такой отдых и тишина одиночества. Трогательна заботливость и внимание, которыми эти милые люди окружают меня, чтоб ничто не мешало работать…(22 июля 1912 года)».
К.С.Петров-Водкин прожил в имении Грековых с июля по сентябрь 1912 года. Здесь он давал уроки живописи Наталье, написал ее портрет («Казачка»), а самое главное, сделал несколько зарисовок обычной гнедой лошадки для задуманной картины.
Люди прогрессивных взглядов, Грековы держали дом широко, часто бывали у них гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, местная интеллигенция. Дочь генерала занималась живописью, играла на рояле, поэтому в доме бывали художники и музыканты. Наталья Грекова, кроме живописи и музыки, увлекалась еще и модной тогда фотографией. В то памятное лето 1912 года она не раз снимала домочадцев и гостей, в том числе Кузьму Сергеевича и Марию Федоровну Петровых-Водкиных.
Среди фотографий, переданных дочерью художника Е.К.Дунаевой в дар филиалу Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева – Хвалынскому художественно-мемориальному музею К.С.Петрова-Водкина в октябре 2004 года, есть снимок, на котором запечатлена Мария Федоровна верхом на лошади по прозвищу Мальчик. Именно Мальчик на хуторе Мишкина Пристань «позировал» художнику для его будущей картины. А Мария Федоровна совершала на лошади верховые прогулки. Вскоре жена художника уехала в Петербург и получала от Кузьмы Сергеевича, оставшегося в имении Грековых, письмо: «После сеанса его (Мальчика) много ласкал, - и за тебя; я его спрашивал, не забыл ли он тебя – это растрогало его до слез. Нет, право, можно подумать, что он тоскует, вспоминая прогулки с дамой своего сердца…(4 сентября 1912 года)». А вот строки последнего письма, посланного Кузьмой Сергеевичем из Гусевки Марии Федоровне: «…Очень мне тебя не хватает. Любуюсь тобой, глядя на фотографии, которые Наташа мне приготовила к моему отъезду… Г-жа Грекова, Наташа и м-р Александр тебе кланяются, особенно Мальчик (твоя хорошенькая лошадка), он целует тебя своей красивой мордочкой. Вчера я его еще раз нарисовал. (12 сентября 1912 года)».
Возвращаясь в Петеребург, Петров-Водкин заехал в Хвалынск, к родителям. 17 сентября он написал жене из Хвалынска: «Показал родителям мои снимки в Гусевке, мама говорит, что она счастлива за нас. И правда, лето у нас было чудесное…»
Так от тихой «Мишкиной Пристани» через Хвалынск, где жил двоюродный брат Кузьмы Сергеевича Шура (Александр Иванович Трофимов), с которого был написан юноша-подросток на красном коне, картина – еще пока в эскизах и набросках – начала свой долгий путь во времени и пространстве. Уже 10 ноября 1912 года она будет представлена на выставке «Мира искусства» в Петербурге.
В 1914 году картина «Купание красного коня» демонстрировалась на международной выставке в Швеции и осталась там из-за начавшейся первой мировой войны, а затем и революции. И только в 1950 году полотно было возвращено на родину – вдове художника. Затем картина перешла в коллекцию К.К.Басевич, которая передала ее в 1961 году в дар Государственной Третьяковской галерее. 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры