Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

10 лет дому - музею К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске

16.12.2016
Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Имя выдающегося мастера живописи и рисунка, талантливого писателя Кузьмы Сергеевича Петрова–Водкина – в первом ряду безусловных классиков российского искусства. Интерес к его творческому наследию все возрастает.
Открытие 4 ноября 1995 года художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина явилось важнейшим событием в жизни всех, кто осознает исключительность творческого дарования художника и подлинную ценность его искусства.
Это событие стало результатом многолетней настойчивой работы людей, глубоко преданных своему великому земляку. Им приходилось сталкиваться с непониманием и равнодушием, с трудом выходить из лабиринтов бюрократических проволочек. Безусловно, не удалось бы ускорить организацию музея без вмешательства Елены Кузьминичны Дунаевой – единственной дочери художника.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в городе Хвалынске Саратовской губернии в 1878 году. Здесь будущий художник провел годы детства и отрочества, в родной Хвалынск стремился приехать при первой возможности, когда уже вылетел из родительского гнезда. Сюда шли его многочисленные письма к матери и друзьям. Здесь – «истоки гармонии, целостности и величия мироздания, что так сильны в творчестве мастера».
Дом, в котором родился художник, не сохранился до наших дней. Его вместе с Сосновым островом затопило водохранилище в 1967 году.
Музей открыт в доме, который Кузьма Сергеевич сам купил в более поздние годы – для родителей, племянников, взятых на воспитание Анной Пантелеевной после смерти ее брата Ивана, и для себя, чтобы приезжать в Хвалынск на лето. Этот дом прежде принадлежал местному кузнецу и был построен в 1896 году.
В 1905 году К.С.Петров-Водкин получил деньги за майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» для фасада часовни ортопедического клинического института Вредена в Петербурге. Именно на эти средства и был куплен дом в Хвалынске.
Дом находился на пересечении двух улиц – «третьей от Волги», Дворянской (ныне Ленина) и Грошовой (ныне Максима Горького). Грошовая улица являлась крайней, за ней было поле, на котором ежегодно устраивались ярмарки, чуть выше дома, на пустыре вдоль дороги, располагались городские кузницы, а дальше начинались сады.
Дом как бы закрепляет угол последнего квартала. Этот прием часто повторяется в Хвалынске – особенно в центре города. Угловые здания издали служили ориентирами для всякого прохожего, притягивали его взор. Проектировали и строили такие дома с особым тщанием.
В течение всего светового дня солнце заглядывало в окна. Из них открывался великолепный вид на Волгу, заволжские степи, хвалынские сады. От северо-западных ветров дом прикрывался и холодным пристроем, состоящим из парадного коридора, сеней, чулана, и дворовыми постройками. Под одной крышей размещались летняя кухня, каретник, крытый навес, конюшня, погребица.
Два начала: функциональное и художественное – органично соединились в этом доме и не остались незамеченными художником.
Позже дочь художника Елена Кузьминична напишет в своих воспоминаниях: «Дом стоял на высоком фундаменте под железной шатровой крышей. Большие окна с резными наличниками и ставнями украшали фасады, выходящие на Дворянскую, которая вела в центр города, и на улицу Грошовую, поднимающуюся от Волги и заканчивающуюся у старообрядческого кладбища. В доме был зал в пять окон, перегороженный аркой, которую отец украсил живописной головой Демона. Много экзотических цветов: рододендроны, олеандры. Большая изразцовая печь отапливала и соседние комнаты. В кухне – русская печь и масса кладовок. Имелся выход во двор… Калитка у сарая вела в огород, где стояла банька».
С 1909 по 1916 гг. Кузьма Сергеевич каждое лето приезжает в Хвалынск, в «родимое гнездышко». Пишет здесь пейзажи «Окрестности Хвалынска», «Красулинка», «Полдень. Лето». Работает над портретами Марии Федоровны, создает эскизы к своим знаменитым полотнам «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «На линии огня» и др. В Хвалынске Кузьма Сергеевич занимается и литературным трудом – работает над такими произведениями, как повесть-сказка «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле», пьеса «Звенящий остров», повесть «Степан Соснов».
После гражданской войны художник возобновляет свои поездки на родину, последний раз Кузьма Сергеевич приезжает в Хвалынск в 1932 году. В доме вместе с матерью художника живёт её племянник Шура – двоюродный брат художника, позировавший ему для картин «Купание красного коня», «На линии огня» и др. С семьей Шуры доживет в этом доме Анна Пантелеевна до своей кончины 11 марта 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны в этом доме в эвакуации с 1941 жили жена Кузьмы Сергеевича Мария Федоровна с дочерью. В 1943 году Мария Федоровна решила продать дом в Хвалынске: ей нужны были средства, чтобы вернуться в Ленинград.
Идея организации мемориального музея на родине К.С.Петрова-Водкина еще в 70-е годы высказывалась известным хвалынским художником, краеведом Ф.Г.Пичиенко, долгое время возглавлявшим краеведческий музей. Но потребовалось почти двадцать лет, долголетняя переписка с чиновниками областного и федерального уровня, вмешательство М.С.Горбачёва, А.Н.Яковлева, чтобы мечта о мемориальном музее художника реализовалась.
В 1990 году решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов дом передан Хвалынскому краеведческому музею для создания в нем художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина.
Осенью 1990 года дочь художника Е.К.Дунаева и дочь Шуры Трофимова, Е.А.Кроткина, детство которой прошло в этом доме, приехали в Хвалынск. Их рассказы помогли сотрудникам музея воссоздать первоначальные интерьеры. Участие в создании экспозиции мемориального музея родственников К.С.Петрова-Водкина, было большой удачей музейщиков. Да и сам художник оставил богатейший биографический материал, из которого черпали информацию авторы тематико-экспозиционного плана. В домах хвалынцев была собрана типологическая мебель и предметы быта конца ХIХ начала ХХ веков. Из мемориальных предметов в экспозицию вошли: палитра и кисти художника, бювар, тюбетейка и узбекский халат, подаренные К.С.Петрову-Водкину в Самарканде в 1921 году.
Предположительно мемориальными являются буфет и стол в столовой дома, купленные у хвалынцев, утверждавших, что мебель ими была приобретена в доме К.С.Петровых-Водкиных. Дочь художника Е.К.Дунаева подтвердила вероятность принадлежности мебели Петровым-Водкиным. В доме-музее была восстановлена комната матери художника, печь, уголок сапожника, частично восстановлен домашний «сад» из комнатных растений и арка в зале. Реставрация дома К.С.Петрова-Водкина затянулась на пять лет.
К моменту открытия музея экспозиция обрела целостный вид и получила довольно высокую оценку дочери К.С.Петрова-Водкина.
Символическая ленточка была разрезана Е.К.Дунаевой 4 ноября 1995 года, накануне 117-й годовщины со дня рождения Петрова-Водкина. Заведующим домом-музем, ставшим филиалом Хвалынского краеведческого музея, в это время был Павел Пестравский.
В 1997 году картинная галерея имени К.С.Петрова-Водкина и дом-музей художника были объединены в самостоятельный художественно-мемориальный музей. Его возглавила Валентина Ивановна Бородина, работавшая научным сотрудником краеведческого музея и принимавшая самое непосредственное участие в создании дома-музея.
За годы существования дома-музея значительно усовершенствована его экспозиция, она пополнена предметами быта конца XIX и начала XX вв. Оживилась экскурсионная работа, увеличилась посещаемость музея. Гостеприимно встретил художественно-мемориальный музей участников научных конференций, посвященных творчеству К.С.Петрова-Водкина, состоявшихся в августе 1993, 1998 и 2003 года.
Еще в 1999 году Генеральный директор Радищевского музея Т.В.Гродскова внесла предложение присоединить Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина в качестве филиала к музею федерального значения, каким является в настоящее время Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева.
Объединение состоялось в январе 2003 года. За три неполных года существенно улучшилась материальная база художественно-мемориального музея. В течение 2004-2005 годов на сайте Радищевского музея регулярно появляются материалы об экспозиции, выставках, встречах, о других мероприятиях, проводимых в стенах художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина. Музей собирает в свои залы людей, любящих творчество великого художника, побуждает их к новой духовной работе.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры