Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Первые открытки с картин К.С. Петрова-Водкина

24.07.2011
16 февраля 1912 года Кузьма Сергеевич Петров-Водкин написал матери Анне Пантелеевне в Хвалынск: «Скоро появятся открытые письма с моих картин (продал для Красного Креста). Конечно, сейчас же по выходе их в свет пришлю вам». Издание было осуществлено. В фондах Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) представлено две открытки с репродукциями картин художника «Восточный танец» и «Старухи», выпущенных «Общиной Св. Евгении». Эта организация была известна и под названием «Издательство Красного Креста».

В книге Марии Нащокиной «Художественная открытка русского модерна» (Москва. 2004) помещен подробный рассказ об истории создания и деятельности Общины Святой Евгении. Она была организована как община сестер милосердия для помощи больным и бедным. Художник Г.П. Кондратенко в начале 1880-х годов встретил в Севастополе нищую сестру милосердия – участницу русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Услышав от нее горький рассказ о судьбе многих ее подруг, оставшихся после войны без средств к существованию, Кондратенко организовал в столице специальную благотворительную выставку картин. Вскоре был создан Санкт-Петербургский Комитет Попечения о сестрах милосердия Красного Креста. Общине было присвоено имя небесной патронессы её попечительницы, члена императорского дома принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки императора Николая I (дочери герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток (открытых писем), чтобы с их продажи пополнять казну Общины. Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова. Тираж первых четырех открыток с акварелей художника Н.Н.Каразина издательство выпустило в 1898 г. к пасхальным праздникам. В том же году были изданы десять акварельных сюжетов художников И.Е.Репина, К.Е.Маковского, Е.М.Бём, С.С.Соломко и др. Два тиража этих открыток (по 10 тыс. экз. каждый) разошлись мгновенно. Часть тиража распространялась в виде наборов, помещенных в художественно оформленные конверты с надписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста».

В 1902 году произошло сближение Общины с «Миром искусства». М.Нащокина пишет об этом периоде работы издательства: «Заинтересовавшись открыткой, А. Бенуа вошел в Комиссию художественных изданий Общины и с этого времени фактически стал определять художественную политику издательства…Открытки сделались мощным средством популяризации творчества художников. От выпуска только рисованных открыток издательство переходит к выпуску репродукций с картин русских художников, сокровищ музеев, фотографических видов русских городов. Около 1906 года в издательской деятельности Общины зарождается долгосрочная программа: «Дать полную серию с картин русских художников всех направлений, возможно полно Эрмитаж и все музеи, и виды всей России». Бенуа чаще всего сам определял тематику намечаемых к выпуску открыток, выбирал художественные произведения и объекты для съемки с натуры, принимал иногда в этом личное участие; редактировал подписи к рисункам и контролировал корректурные оттиски открытых писем в процессе их производства».

С 1898 по 1917 год Общиной было издано более 6400 открыток. Некоторые выходили по нескольку раз – до 6 изданий. По свидетельству Грабаря, «между художниками было принято в те годы адресовать друг другу открытые письма с репродукциями собственных работ, выпускавшихся Красным Крестом, Обществом Св. Евгении».

Открытки, изданные Общиной Св. Евгении, выгодно отличались от массовой продукции, привозимой из-за рубежа. До появления своих издательств в России было громадное число открыток салонного типа, поступавших из Австрии, Германии, Франции. И потому репродукции произведений отечественных мастеров, причем мастеров первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху, воспринимались с большим энтузиазмом. Появилась новая отрасль в коллекционировании - собиратели открыток стали гордо именоваться филокартистами.

И еще об одном нельзя не сказать. Все, кто когда-либо писал об открытках этого издательства, единодушно говорят о высоком качестве их полиграфического исполнения. Принято считать, что открытки «Общины Св. Евгении» - это всегда хорошая печать и безупречный художественный вкус. При этом надо заметить, что издательство не имело своей типографии, заказы размещались в разных заведениях. Офорты печатали в Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, хромолитографии – в картографическом заведении А.А. Ильина, ксилография и трехцветки (цветные автотипии) и фототипии печатались в типографии Р.Голике и А. Вильборг в Санкт-Петербурге, а также у Обернеттера в Мюнхене, в типографии «Уние» в Праге. В начале Первой мировой войны прибавились типографии «Свободное искусство» и «Унион» в Петрограде.

Открытки с картин К.С. Петрова-Водкина напечатаны в типографии Р.Голике и А.Вильборг. Это цветные автотипии. Открытка с репродукцией картины «Восточный танец» воспроизводится в монографии М.Нащокиной, она датирована 1914 годом. А сама картина была написана ещё в 1907 году, она входит в цикл африканских работ художника, созданных по впечатлениям путешествия Петрова-Водкина в Северную Африку. В течение двух месяцев художник посетил Алжир, Бискру, Константину и Тунис, побывал в пустыне и арабской деревне, написал этюды африканских пейзажей и сделал зарисовки интерьеров старинных дворцов. В письмах жене он сообщал: «Сегодня осмотрел весь Алжир. Я был поражён красотой города и его тропическими деревьями; побывал в мечетях с их украшенными мозаикой стенами, освежающими ключами и с точно вышедшими из волшебной сказки арабами в белых одеждах. Начал работать… Только что вернулся из дворца губернатора, где сделал этюды старых арабских комнат».

Впервые картины, написанные Петровым-Водкиным на основе африканских этюдов, были выставлены весной 1908 года в Париже во Дворце искусств – Салоне Марсова поля. В письме к матери А.П. Петровой-Водкиной художник, рассказывая об этом событии, называет две работы: «Танец арабов» и «В оазисе». Любопытно, что обе картины известны в литературе под несколькими наименованиями: «Танец арабов» - «Арабский танец», «Танец одалиски», «Восточный танец», «Танец»; «В оазисе» - «Семья кочевников», «Африканская семья». Но если местонахождение второй картины в настоящее время известно – она представлена в коллекции Чувашского государственного художественного музея в Чебоксарах, много раз репродуцировалась, то судьба картины «Танец арабов» неизвестна. О том, как она выглядела, мы знаем именно благодаря открытке, изданной Общиной Св. Евгении. В 1920-е годы открытка с этой картины с названием «Танец одалиски» была выпущена Государственным трестом «Ленполиграф» (тираж 15 тысяч). Но это не новое издание, а переиздание: дело в том, что после революции некоторые старые клише Общины передали вновь созданному издательству, и напечатаны открытки были в типографии имени Ивана Федорова – так именовалось с 1922 года бывшее предприятие Р.Голике и А. Вильборг.

Картина под названием «Танец» указана в каталоге VI выставки Союза русских художников (Петербург, 1909 год). Возможно, на этой или на какой-либо из последующих выставок она была приобретена в частную коллекцию и позже вывезена за границу.

Репродуцированная на открытке Общины Св. Евгении картина Петрова-Водкина «Старухи» была написана в 1909-м (в 1980-е годы она находилась в собрании В.Я. Кунина, Ленинград). Эта работа была начата в Хвалынске, куда художник с женой приехали в конце мая. А 19 июня Петров-Водкин послал открытку А.Н. Бенуа: «Дорогой мой, здравствуйте! Вернулись, думаю, из Парижа. Воздухом бы его подышал возле Вас. Много, думаю, культурных новостей с Вами. Начал работать…Сердечные приветы милой Анне Карловне и детям. Я и Мара обитаем недалеко от этой церкви (на открытке фото Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске). Не забывайте. Обнимаю сердечно. К.Петров-Водкин». Характер обращения к адресату, содержание и тон письма свидетельствуют о дружеских отношениях между художниками и даже знакомстве семьями. Сближение К.С. Петрова-Водкина и А.Н. Бенуа произошло во время участия Петрова-Водкина на выставках «Салона» С.Маковского. Кузьма Сергеевич в отрывках из воспоминаний о «Мире искусства» назвал Бенуа первооткрывателем своего творчества «в прессе, на художественной улице». Африканские и парижские работы Петрова-Водкина были высоко оценены А.Бенуа в «Художественных письмах» - обзоре, регулярно публиковавшемся в газете «Речь». Кузьма Сергеевич подчеркнул в воспоминаниях роль этих рецензий: «…Художественные письма» были установками на данное явление в области искусства. С этими «письмами» в руках обходили посетители данную выставку. Сказанное Бенуа утверждалось и принималось паломниками. Таков был его авторитет». Вероятно, именно Бенуа предложил Петрову-Водкину принять участие в издании Общины Св. Евгении с целью популяризации его творчества.

Почему все же А. Бенуа выбрал для публикации на открытках именно эти две работы Петрова-Водкина? Они ведь не были самыми известными и обсуждаемыми в прессе? Может быть, и картина «Старухи», и «Восточный танец», по мнению А.Бенуа, легче адаптировались к воспроизведению на открыточном поле. А их декоративность, экзотичность и сказочность сюжета наиболее соответствовали эстетике модерна, господствовавшей в издательской деятельности Общины Св. Евгении.

Научный сотрудник Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина Е.Э. Пондина.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"