Е.К. Серова "Лох цветёт". Выставка одной картины
18.09.2015
Автор: | Перегородова Алла Вячеславовна |
18.09.2015 — 30.10.2015
Елизавета Константиновна - коренная хвалынчанка, почти ровесница прошлого века. Она осталась в памяти знавших её людей человеком широкой души, а её домик на улице Петрова-Водкина (бывшей Интернациональной) – Домом культуры и общения.
Часто у неё в гостях бывали художники, журналисты, писатели, сотрудники музея, Елизавета Константиновна притягивала как бесценный кладезь знаний о жизни города двадцатого столетия, её колоритные воспоминания рождали образные картины прошлого, становясь даже иногда сюжетами произведений живописи и кино. А некоторые помнят рассказы Серовой о дореволюционном Хвалынске по областному и местному радио.
Любимую родину Елизавета Константиновна покидала ненадолго, на время учёбы в Саратовском художественно-промышленном техникуме (1927 – 1930) по специальности художник-педагог и 12 лет работы в Москве, оформителем в объединении «Всекохудожник», центральном клубе Кремля, Центральном военном магазине, в горкоме художников, а во время войны на оборонительном рубеже столицы. Эпизоды из этого периода жизни Серовой тоже были интересны собеседникам, особенно художникам, поскольку знакомили не только с её судьбой, но и с художественной жизнью страны.
Среди частых вопросов художников - последователей традиций саратовской школы живописи, приезжающих на летние пленэры в Хвалынск, были вопросы об уроках её педагога П.С. Уткина. Следуя сама его заветам, она советовала учиться тонким цветовым градациям у цветов, и её легендарный благоухающий цветник нередко служил натурой для пленэристов.
Цветы – любимое увлечение художницы, сажать, поливать, лелеять и, конечно, писать... Запечатлённые в клумбах, вазах и горшках они по сей день украшают дома поклонников творчества нашей землячки во многих городах страны и ближнего зарубежья.
Сильные чувства Елизавета Константиновна питала и к жанру пейзажа. Один из прекрасных лирических натурных этюдов «Лох цветёт» представлен на выставке.

Воспринимая и пластически осмысливая богатейшую натуру, автор создаёт художественный образ, выражая в нём своеобразие и музыкальность пластического мышления, красоту и полноту цветоощущения, глубину чувств. Этюд построен на нюансе, ритмически сочетаются подобные формы удаляющихся в перспективе молодых сосёнок, округлости земли и крон деревьев, нюансная гармония и в колористическом решении пейзажа, в изображении используются сближенные оттенки цвета. Кисть художницы мягко лепит формы, едва заметные переходы тёплых и холодных тонов создают впечатление лёгкой игры света, передают тихую прелесть погожего дня раннего лета. На холсте – симфония пластики и цвета.
Елизавете Константиновне удалось передать свежесть непосредственного контакта с природой и гармоничной взаимосвязью всех элементов достигнуть цельности образного решения, перерастающей характер этюдности, в этом небольшом по формату пейзаже чувствуется картинная завершённость.