«Аллегория истории». Людвиг Гуттенбрун. Цикл «Выставка одной картины»

24.02.2015
Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • ГУТТЕНБРУН, ЛЮДВИГ 1750, Кремс (близ Вены) – 1819, Италия. «АЛЛЕГОРИЯ ИСТОРИИ». Копия с фрески Р. Менгса. Дерево, масло. 64,5 х 41,5
20.02.2015  —  31.05.2015

Среди картин Радищевского музея аллегорических сцен немного. Одна из самых эффектных копия со знаменитой фрески Рафаэля Менгса (1728–1779) «АЛЛЕГОРИЯ ИСТОРИИ», написанная австрийским живописцем Людвигом Гуттенбруном (1750-1819). Среди поклонников крупнейшего представителя стиля неоклассицизм, «нового Рафаэля», как называли Менгса современники, были не только европейские монархи, но и папа римский Клемент XIV (1769–1774). По его заказу Менгс делал росписи в Ватиканском дворце. В 1772–1773 годы выполнил на потолке кабинета папирусов фреску, посвященную знаменательному событию - открытию Клементом XIV музея Истории. Композиция из собрания Радищевского музея была выполнена для другого августейшего поклонника Менгса, испанского короля Карла III, просившего художника присылать ему «в небольших размерах, копии со всех своих славных произведений, которые он предпримет в Риме». По мнению Менгса, всего один его современник – австриец Людвиг Гуттенбрун оказался способен мастерски списывать копии. Копия с фрески «Аллегория истории», написанная в последний год жизни Менгса и не отправленная из-за его смерти в Мадрид, была продана наследниками. Ee удалось купить однсму из самых известных русских коллекционеров, дипломату и государственому деятелю, князю Николаю Борисовичу Юсупову (1750-1831). Знаток искусства, несколько лет занимавший пост директора Эрмитажа, он обладал одной из лучших в Европе частных картинных галерей. После революции собрание Юсуповых было национализировано и передано в Государственный музейный фонд. В 1933 году картина «Аллегория Истории» поступила в Радищевский музей в Саратове.

Сцену «Аллегория Истории» отличает четкость и рациональность в построении пространства, а ее персонажи словно сошли с полотен мастеров эпохи Возрождения. Олицетворением Истории является сидящая в центре женская фигура в лавровом венке. Ее атлетическая фигура вызывает в памяти сивилл Сикстинской капеллы великого Микеланджело Буонаротти. История держит на коленях книгу, в которую записываются важнейшие события. Справа прекрасный крылатый юноша в дубовом венке - атрибуте доблести и славы – подносит несколько свитков с известиями. Это, по всей видимости, гений Истории, ее помощник, собирающий сведения о важнейших исторических событиях. Справа и чуть впереди, с косой, символизирующей неумолимую смерть, изображен могучий старик - бог времени Хронос. За спиной Истории еще две фигуры. Чуть позади, слева - Двуликий Янус, персонифицирующий Прошлое и Будущее. Янус указывает на открытый проем – вход в музей, сохраняющий для потомков великие события истории, в противовес могильной плите, символизирующей забвение и краткосрочность земной жизни. В верхней части композиции парит фигура крылатой Аллегории Славы, под звуки трубы также указывающая на вход в Музей Истории.

Посетителей музея часто интересует вопрос, может ли копия представлять самостоятельную ценность как произведение искусства. Вспомним, что, собственно, принято называть копией. Слово «копия», на латинском языке означающее «множество» - художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником. Копия, если она не используется с целью подделки, может отличаться от оригинала по технике и размерам, но должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала.

Значимость копии определяется, прежде всего, двумя факторами - временем ее создания – чем ближе ко времени создания оригинала, тем больше ее ценность, и мастерством копииста. Ученики, работавшие в мастерской большого мастера, часто делали точные повторения его композиций. Такие копии имеют значительную художественную ценность. А ведь задача, стоявшая перед Гуттенбруном, была гораздо труднее! Он должен был использовать совершенно иные живописные приемы - те, которыми располагает техника масляной живописи. Работа усложнялась, к тому же, большой разницей в размерах – ведь фреска занимала значительную часть свода большого зала, а заказанная живописная копия с нее должна быть маленького «кабинетного» размера. Гуттенбрун прекрасно справился со всеми трудностями – форма предметов построена пластично и свободно, сложные ракурсы фигур композиции выверены и выдержаны.

Формирование Людвига Гуттенбруна как живописца началось в его родном городке Кремсе близ Вены. Несколько лет он провел в столице Австрии, затем переехал в Рим. Гуттенбрун пробовал себя в разных жанрах, но более всего прославился как автор портретов своих современников - представителей интеллектуальной европейской элиты. В этих портретах небольшого размера, выполненных, как правило, на дереве, заказчиков подкупала естественность и достоверность, сближающая Людвига Гуттенбруна с голландской школой. А аллегорическая композиция из собрания Радищевского музея показывает, каким многогранным было дарование этого мастера. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений