Выставка одной картины И. П. Келер-Вилианди. Портрет Надежды Павловны Боголюбовой

20.03.2019
Автор:  Шкута Елена Анатольевна

В книге «Записки моряка-художника» основатель Радищевского музея Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) вспоминает о своем пребывании в Швейцарии в 1859 году: «Конечно, ничего не делал, сидел часами на террасе отеля «Belle vue», изучал лунные отражения в озере». Причиной столь нехарактерного для деятельного Боголюбова поведения стала его любовь к Надежде Павловне Нечаевой, которая на тот момент проживала в курортном городе Веве. Впервые они встретились годом ранее в парижском доме ее дяди, а осенью 1859-го обвенчались в православном храме Висбадена, сохранившемся по сей день.

Надежда Нечаева, дочь полковника, рано потеряла родителей. Она получила хорошее образование в Екатерининском институте Санкт-Петербурга, а затем жила в семье дяди – Николая Арсеньевича Жеребцова, известного литератора-славянофила. Выйдя замуж за Алексея Боголюбова, она мгновенно расположила к себе всех знакомых супруга. «Даже гордячка госпожа Андрей … тоже ее ласкала», – пишет он о жене немецкого художника Андреаса Ахенбаха. 

В коллекции Радищевского музея хранятся три живописных изображения Надежды Павловны Боголюбовой. Одно из них принадлежит кисти Ивана Петровича Келера-Вилианди. Он родился в семье эстонского крестьянина. Происхождение не помешало ему стать видным портретистом своего времени. В 1857 году молодой мастер окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, долгое время жил и работал в Риме. Вернувшись на родину, он поселился в столице, преподавал в высших женских классах Рисовальной школы Общества поощрения художеств и в самой Академии. В 1874 году Келер-Вилианди получил звание профессора. Среди знаменитых моделей его портретов были канцлер Российской империи А.М. Горчаков и композитор А.Н. Серов.

Келер-Вилианди занимал активную общественную позицию. Будучи членом кружка «Петербургские патриоты», он поддерживал борьбу эстонского народа против притеснений немецких помещиков и в 1883 году попытался переселить тридцать крестьян в Крым, купив совместно с ними участок земли. Но эта затея не удалась, и художник лишился своего состояния.

В 1860-е – первой половине 1870-х он давал уроки изобразительного искусства великой княжне Марии Александровне, дочери Александра II. Это обстоятельство вполне могло способствовать его знакомству с Боголюбовым, который также был близок к императорскому двору. Портрет Надежды Павловны Боголюбовой был исполнен Келером-Вилианди в 1864 году, вероятно, по заказу ее мужа.

Это полотно привлекает необычным композиционным решением. Полуовальная форма портрета придает образу хрупкость, подчеркивает плавные изгибы линий. Фигура дана в сложном развороте. Благодаря этому у зрителя возникает ощущение присутствия: словно модель, потревоженная звуком шагов, смотрит именно на него.

Автор любуется естественной красотой молодой женщины, одетой в темное платье с белым воротничком. Ее украшения довольно скромные – жемчуг и живые цветы. При этом яркий бутон розы «спорит» с нежным ландышем, что вносит весьма символичное противоречие в облик модели: чувственность сочетается с целомудренной сдержанностью. А взгляд, брошенный на зрителя, полон печали. И эта особенность объединяет все три ее портрета из музейного собрания.

Надежда Павловна Боголюбова не дожила до своего 26-летия. Последние годы ее жизни были омрачены болезнью легких. Радость материнства длилась совсем недолго: через полгода после рождения сына Николая его молодая мама умерла.

Портрет хранился у Алексея Петровича Боголюбова и был подарен Радищевскому музею в год открытия, 1885-й. По завещанию основателя, в музее ежегодно служится панихида и по его так рано ушедшей супруге.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений