Русский авангард: столицы и провинция. Цикл «Графический альбом»

30.03.2018
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

29.03.2018  —  17.06.2018

В первые десятилетия ХХ века на художественной арене появляются мастера с мощным голосом, не боящиеся острых углов и диссонансов. И в искусство графики художники-экспериментаторы привносят экспрессивный язык, смелые выразительные средства.

Выставка графики продолжает заявленную в постоянной живописной экспозиции тему диалога столичных авангардных течений и саратовских «левых» поисков.

Новаторские тенденции московского «Бубнового валета», возникшего в ранний период русского авангардного движения, связаны с ориентацией на сезаннизм и кубизм, отказом от традиционной повествовательности сюжета в пользу выразительности цвета, линии, формы, фактуры. Подобные черты прочитываются в выставочных произведениях Аристарха Лентулова, Александра Осмёркина, а также Владимира Бехтеева. Этот аристократичный офицер-кавалерист, ставший замечательным художником, участвовал в первой выставке «Валетов», живя в Мюнхене, входил в круг В. Кандинского, а в 1921 году стал главным художником Первого государственного цирка в Москве, о чём напоминает тематика его работ.

С «Бубновым валетом» и других наиболее значимых выставками авангардного искусства в России была связана Александра Экстер – одна из его прекрасных «амазонок». Её смелые поиски в области сценографии демонстрируют эскизы костюмов к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1921). Перенося на сцену таировского театра свои станковые эксперименты, художница придаёт фигурам угловатую объёмность, превращает одежды в сияющие кристаллы, а спектакль в целом – в незабываемую феерию.

Четыре листа из серии «автолитографий в красках» «Горная Бухара» (1923) принадлежат к самым ярким, восточным, страницам творчества Павла Кузнецова. Великий саратовец был одним из предтеч русского авангарда, о чём говорит ряд композиционных приёмов в его бухарских листах: геометризованность, уплощение пространства и экспрессивная цветовая палитра.

Саратовский авангард начал формироваться с первых послереволюционных лет. Мощный импульс был задан несколькими художниками, оказавшимися здесь вскоре после «октябрьских» событий. Один из них – Валентин Юстицкий. Художник, начавший выставляться в канун революции, в Москве, в кругу ниспровергателей «старого» искусства, спустя два года был командирован в Саратов для участия в создании искусства «нового». На выставке экспонируются его неосуществлённые проекты фриза дома II конгресса III Интернационала (1920–1921). Их соседство на выставке с кубистической композицией того же времени москвича А. Осмёркина обнажает сходные формалистические поиски как в области станкового, так и монументального искусства.

Авангардные тенденции отразились и в книжной графике. В экспозицию включены три листа из «Требника троих» (1913). Это знаменитый поэтический сборник «Гилеи» – самой ранней и радикальной группировки русских футуристов. Новая «пощёчина общественному вкусу» (так назывался их предыдущий сборник) была нанесена не только скандальными стихотворениями «отца русского футуризма» Д. Бурдюка его брата Николая, а также В. Маяковского и В. Хлебникова, но и эпатажными иллюстрациями. Представлены литографированные рисунки Владимира Татлина, обладавшего абсолютно индивидуальным художественным почерком, одновременно простым, «примитивным», и сложно-изощрённым, и Владимира Маяковского, впервые выступившего здесь в качестве художника.

Творческий «поединок» рационального, конструктивистского мышления Александра Родченко и иррационального, интуитивного гения Василия Кандинского отражён в минималистских по средствам художественной выразительности книжных иллюстрациях родоначальника советского дизайна и «Формалистическом рисунке» одного из создателей абстракционизма.

Выставка включает произведения из фондов музея, выполненные в различных оригинальных и печатных техниках. Многое, в том числе большинство шедевров музейного авангарда, было передано в коллекцию ещё в конце 1910-х–1920-е годы из структур Наркомпроса, из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музейного фонда. Другие экспонаты поступили в 1970–1980-е годы от наследников, а также коллекционеров. Лучшие работы много раз участвовали в престижных российских и международных выставках авангардного искусства. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений