Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Марко Риччи «Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя». «Выставка одной картины»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Марко Риччи «Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя». «Выставка одной картины»
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева с 8 июля по 5 августа 2013 года в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Марко Риччи «Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя».

«Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя» относится к жанру каприччо, то есть, к числу необычных, странных, причудливых и фантастических изображений. В итальянской живописи эпохи барокко такой тип пейзажа обычно связывается с именем Сальватора Розы (1615-1673). «Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя» до последнего времени считался его работой.

Сальватор Роза, неаполитанец по рождению, живописец, актёр, поэт, был одним из первых представителей независимой художественной богемы и предтечей европейского романтизма. Особенно необычными казались современникам его пейзажи, изображавшие мрачные местности с фигурами отшельников, странствующих философов или разбойников. Романтическая живопись Сальватора Розы вызвала множество подражаний. Искусствоведы считают это имя собирательным, поскольку его кисти приписывали работы разных художников, работавших в подобной манере.

В последнее время, когда произведения старых мастеров стали исследоваться с помощью микроскопа, рентгена, химических методов, оказалось возможным различить тонкости авторского почерка, более точно установить время создания произведения. Некоторые признаки живописной манеры «Пейзажа со сценой проповеди Иоанна Крестителя» совпадают с картиной «После бури» из музея города Серпухова, которая является произведением известного венецианского пейзажиста Марко Риччи (1676-1730). Открытие, сделанное технологом-исследователем, подтвердилось сравнением нашей картины с другими произведениями этого художника. В молодости, ощутив исчерпанность живописи позднего барокко, он увлёкся поисками нового стиля. Его привлекли пейзажи Сальватора Розы. Однако, Марко Риччи не копировал своего предшественника, он развивал возможности романтического пейзажа в сторону большей живописности. Ценил текучесть, бравурность мазка, стремительность эскизной манеры.

Проповедь Иоанна Крестителя совершается среди дикой первозданной природы. Мир предстаёт, как сфера действия могучих космических сил. Сломанные сухие деревья символизируют бренность, разрушение и смерть. Изломанные бурями стволы исполинских деревьев, вспышки света во мраке создают романтическую атмосферу. Картина далека от классической успокоенности. Наоборот, она утверждает вечный протест против нормативности, стесняющей свободу художника. Со временем манера живописи Марко Риччи сильно изменилась, она стала более светлой и спокойной, но для истории искусства в первую очередь имеют значение его ранние каприччо, такие, как картина из собрания Радищевского музея.

«Пейзаж с Иоанном Крестителем» происходит из коллекции художника.

Владимира Дмитриевича Сверчкова (1822-1888). Большая часть его жизни была прожита за пределами России, но, видимо, ему было важно послужить Отечеству. Он завещал Радищевскому музею небольшую и очень ценную коллекцию старой живописи, подобранную со вкусом и знанием дела: три классических портрета XVII века, натюрморт собственной работы, «Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя».

Для художников Саратова «Пейзаж с Иоанном Крестителем» в залах Радищевского музея всегда был интересен, как воплощение творческой раскрепощённости художника

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры