Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Охотничьи трофеи». Последователь Яна Фейта. Проект «Выставка одной картины»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • «Охотничьи трофеи». Последователь Яна Фейта. Проект «Выставка одной картины»
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева с 4 июня по 8 июля 2013 года в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет натюрморт «Охотничьи трофеи» (Холст, масло. 100,5х134,5), созданный фламандским художником конца XVII века – последователем знаменитого мастера этого жанра Яна Фейта - поступил в музей в 1922 году из Государственного музейного фонда.

До 1918 года он находился в собрании князей Горчаковых, в их родовом имении Барятино Калужской губернии. Ценности, изъятые в 1918 из коллекции Горчаковых, были вывезены в Калугу и московские хранилища ГМФ, откуда были распределены по различным музеям.

Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828-1907) картину «Охотничьи трофеи» приобрел на одном из антикварных рынков Европы в конце 1860-х – начале 1870-х годов. Бывший адъютант императора Александра II, он вышел в отставку и занялся собирательством произведений искусства, создавая в своем имении Барятино картинную галерею, кабинет гравюр, библиотеку. Именно для таких дворцовых залов писали свои эффектные, репрезентативные полотна фламандские мастера, работавшие по заказам знати.

Натюрморт как самостоятельный жанр утвердился в XVII веке – золотом веке фламандского искусства. «Лавки живности» поражают шумной жизнерадостностью и праздничной декоративностью. Полотна, крупные по размерам, яркие по колориту, прославляя красоту земного бытия, богатство сельской жизни, плоды земли, моря, рек, демонстрировали вместе с этим богатство и процветание их владельцев.

В собрании Горчаковых картина считалась произведением Яна Фейта (1611-1661) – одного из самых прославленных мастеров фламандского натюрморта и анималистического жанра XVII века. Его произведения отличаются декоративной эффектностью композиции, изысканностью колорита, виртуозной передачей шелковистого оперения птиц, фактуры шерсти животных, плодов, цветов.

На картине мы видим многие детали, которые любил изображать этот мастер. Около открытого окна – стол, на котором разложена битая дичь - заяц, селезень, утки, куропатки. Отливающая блеском тяжелая, плотная красновато-коричневая портьера и тонкая белая ткань, на которой лежит селезень, подчеркивают разнообразную фактуру оперения птиц и шерсти зайца. Художник дополняет натюрморт изображением «живой» природы – справа из-за корзинки выглядывает кошка, слева к добыче подбирается охотничья собака, а за окном, на балконной перекладине сидит обезьянка. Аналогичные детали можно видеть на холстах Яна Фейта «Дичь и фрукты» из собрания Лувра в Париже, «Собака, обнюхивающая куропаток» из Дрезденской Картинной галереи и других. Все элементы картины повторяются в разных комбинациях, как самим Яном Фейтом, так и живописцами, которые использовали его картины в качестве образца. Одним из таких художников, работавших в традициях Яна Фейта, в конце XVII века был написан натюрморт «Охотничьи трофеи».

Автор остро чувствует своеобразие каждой формы, подчеркивает разнородную фактуру и окраску предметов, добиваясь тем самым изысканного декоративного эффекта. Все элементы натюрморта он объединяет в тесную компактную группу и подчиняет единому колористическому замыслу. Колорит картины строится на сближенных красно-коричневых, желтых и зеленовато-коричневых полутонах, гармонично согласованных друг с другом. Важную роль в этом играет коричневый грунт, который просвечивает сквозь тонкие красочные слои и объединяет все живописное пространство картины.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры