Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Богородица, Дева, Радуйся!». Иконы из собрания Радищевского музея

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

Дата мероприятия:  11.04.2014  —  17.05.2014
Открытие:  11 апреля в 17.00
Телефон:  23-75-96
Стоимость билета:  от 50 руб. до 100 руб.

Дом-музей Павла Кузнецова представляет около 80-ти икон XVII - XIX веков из собрания Радищевского музея, посвященных одному из излюбленных иконописных образов православного христианства – Пресвятой Богородице.

Уже не первый раз дом Павла Кузнецова обращается к искусству иконописи – зрители помнят глубокую, насыщенную выставку старообрядческих образов – «Свет неприступный», уникальную выставку редкой «щепной» иконы, серию праздничных образов. В залах дома-музея иконописные произведения словно обретают свое первозданное звучание. И не случайно, в этих стенах при отце Павла Кузнецова – Варфоломее Федоровиче, была иконописная мастерская. Юному Павлу с детства были знакомы сохранившиеся с древности приемы, с помощью которых создавалось такое уникальное явление как икона. Может быть, именно поэтому Кузнецов со своими друзьями, будущими известнейшими художниками начала ХХ века – П. Уткиным, К. Петровым-Водкиным, охотно взялся за роспись Казанского храма в Саратове, фрески которого, к сожалению, были уничтожены.

На выставке произведений Радищевского музея представлены все основные иконографические типы и наиболее известные варианты Богородичных икон. Здесь можно увидеть такие любимые образы как Богоматерь Владимирская, Богоматерь Смоленская, Богоматерь Тихвинская, и познакомиться с редкими изводами, создававшимися уже в поздний период русского религиозного искусства – Богоматерью «О, Всепетая Мати…», Богоматерью «Умягчение злых сердец» и многими другими.

Очень интересно отражена география русской иконы: Москва, Подмосковье – Троице-Сергиева Лавра, владимирские иконописные села – Холуй; Киев – Киево-Печерская Лавра. Произведения из собрания музея раскрывают такое интересное явление как старообрядческая икона и знакомят с иконописью таких крупнейших центров древнего благочестия как Ветка, Невьянск, Сызрань и Хвалынск.

Выставка «Богородица, Дева, радуйся» открывается между двумя великими православными праздниками — Благовещением и Вербным Воскресением, и посвящается Светлой Пасхе. Иконы из собрания Радищевского музея украсят залы дома Павла Кузнецова и, в течение месяца, будут радовать зрителей глубокими и проникновенными образами Божией Матери.


«Богородица, Дева, Радуйся!». Иконы XVII - XIX веков из собрания Радищевского музея.

 Научная статья.

В древнерусском искусстве рядом с изображениями Спасителя по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Божией Матери – Девы Марии. В Ней первой, ставшей «невместимого Бога вместилищем» и наиболее полно приблизившейся к своему Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. И тверда вера христиан в то, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: Ее материнское сострадание «пронзенное» великими муками, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

Изображения Богородицы появляются в христианском искусстве довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискиллы II в.) и Рождества Христова (катакомбы святого Себастьяна III-IV вв.). Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова были созданы, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. В период расцвета средневековой культуры образ Девы Марии был особо любим во всех уголках христианского мира – от Испании до Армении, от Сирии до Германии. Но самые, пожалуй, тонкие и гармоничные изображения Богородицы написаны в Константинополе. Русское искусство унаследовало от Византии немало замечательных Богородичных икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками отечественной истории.

В русской культуре образ Богородицы занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства любовь и почитание Божией Матери стали неотъемлемой частью жизни народа. Богородичная икона на Руси была святыней и моленным образом, средоточием главных принципов веры и семейным достоянием, которое передавали из поколения в поколение. За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери, специалисты насчитывают до семисот иконографий. Все многообразие типов икон Богородицы с Младенцем можно условно разделить на несколько групп, каждая из которых раскрывает одну из граней образа Пресвятой Девы. На выставке произведений из собрания Радищевского музея представлены все основные иконографические типы и наиболее известные варианты Богородичных икон.

Образ «Благовещения» отображает одно из самых важных евангельских событий, его иконография относится к биографическим композициям, повествующим о земной жизни Богородицы. В экспозиции можно увидеть четыре «Благовещения», композиционное решение каждого из них восходит к древнейшим образцам. Икона XVII века, написанная в контрастных цветовых тонах, скорее всего, предназначалась для праздничного ряда иконостаса. Два образа были составлены из фрагментов створок Царских врат XVII столетия. Необыкновенно удачен золотисто-оливковый колорит «Рождества Христова» второй половины XIX века, в котором живописными средствами художник передает радость свершившегося события.

Многие из важных моментов жизни Пресвятой Богородицы, которые не вошли в официальные Евангелия, были описаны в апокрифических источниках. Так в основу образов, посвященных Рождеству, Детству и Успению Марии, легли сведения из Протоевангелия Иакова и Евангелия от Никодима. В собрании музея находятся две иконы «Введение во храм» и «Успение Богоматери» второй половины XIX века, написанные в старообрядческих мастерских Сызрани, известных своим высоким профессионализмом и ярким образным строем произведений.

На сложение Богородичной иконографии оказал влияние и Ветхий Завет. Так, например, в образе Богоматери «Неопалимая Купина» XIX века отражена та теологическая традиция, которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета. Несмотря на то, что иконографическая схема данного произведения является выражением сложной богословской мысли, «Неопалимая Купина» была особенно популярна в народной среде.

Жития святых и писания святых отцов также были материалом для создания Богородичных образов. Икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», сюжет которой был чрезвычайно любим почитателями основателя Троице-Сергиевой Лавры, была написана в 1830-х годах в мастерской Лавры.

Из-за особой камерности, позволяющей достичь интимного молитвенного общения, на Руси были более распространены поясные образы Богоматери. Все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы. Иконографическая схема каждой из них является выражением особой богословской идеи. С древнейших времен существовал в древнерусском искусстве тип изображения Богоматери, который называется «Оранта» (по-латински – «молящаяся»). Мотив нескончаемой молитвы за человечество присутствует во всех Богородичных иконах, но в «Оранте» он составляет главную черту, основной смысл образа. Подобные изображения Богородицы с воздетыми в молитвенном жесте руками появились уже в живописи первых христиан.

Позднее на груди Богоматери Оранты стали располагать диск, в котором, окруженный сиянием славы, представал младенец Христос, знаменуя свое таинственное Воплощение. В древнерусском искусстве стал более популярен вариант с полуфигурным изображением Богоматери и вочеловечившимся от нее Младенцем в лоне. Эти иконы Божией Матери получили на Руси название «Знамение», так как знаком спасения и начала новой жизни было Воплощение Сына от Девы, о чем писали еще в древних пророчествах. Образ Богоматери Знамение XVIII века (?) полностью повторяет иконографию чудотворной новгородской иконы: Богородица в темном мафории с воздетыми руками, благословляющий Младенец в дискосе со свитком в левой руке, четверо избранных святых на полях. Две иконы поздней иконографии – Богоматери «Вспоможение в родах», относятся к иконописному типу Оранта-Знамение; одна из них написана в Москве в 1783 году в светской, так называемой «фряжской» манере.

Погруженной в молитву показывают Богородицу ее многочисленные изображения из иконостасной композиции «Деисус» (что и означает «моление» по-гречески). Деисус воплощает самую суть христианского вероучения – молитвенное предстояние перед Спасителем самых значимых заступников человечества, среди которых Божия Мать занимает особое место. В вечном напряжении молитвы представлена Богородица на иконе XIX века из небольшого иконостаса местной старообрядческой моленной.

Второй иконографический тип получил наименование «Одигитрия» (по-гречески – «Путеводительница»), в котором заложена концепция Богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия дарует и указывает верующим путь спасения. Этот тип необычайно широко распространен во всем христианском мире, особенно в Византии и России. «Одигитрией» называлась древняя, приписываемая апостолу Луке икона - главная святыня всей Византийской империи, хранившаяся в Константинополе. Образ Богоматери Одигитрии существовал в русском искусстве с древнейших времен, но особенно часто обращались к нему иконописцы XV-XVI веков, когда Русь начинала видеть себя наследницей Византии.

Под влиянием особых событий – явлений Богоматери, Ее чудес или чудес Ее чтимых образов, в рамках одного типа появлялись новые варианты – изводы, наделенные какими-либо оригинальными деталями. Чаще всего, назывались они по имени тех мест, в которых происходили чудесные события или прославилась икона. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская» и «Тихвинская», каждая из них, по преданию, восходит к древнему образу, созданному апостолом Лукой. Из целого ряда икон этого извода особо выделяется Богоматерь Смоленская первой половины-середины XIX века, написанная, вероятно, мастерами известной уральской иконописной школы в Невьянске. Мягкий живописный образ демонстрирует все отличительные черты этого иконографического типа: фронтальную фигуру Богоматери с торжественно восседающим на Ее руке и благословляющим Младенцем Христом. Композиция средника невьянской иконы дополнена шестью избранными святыми на полях.

Очень интересен образ Богоматери Тихвинской последней трети XIX столетия – это один из редких памятников собрания, чья история бытования известна. На обороте иконы сделана надпись: «Ивана Ивановича Шумилина». И.И. Шумилин был отцом саратовского купца первой гильдии А.И. Шумилина, владельца крупнейшего в Поволжье маслобойного производства рубежа XIX-ХХ веков.

К типу Одигитрии восходят изводы Богоматери Иверской, Богоматери Иерусалимской, Богоматери Праворучицы и других, каждый из них обладает небольшими иконографическими различиями. Так на московской иконе Богоматери Страстной, написанной в 1799-1803 годах, изображены два летящих ангела с Орудиями страстей, предвозвещающие будущие страдания Спасителя. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полубороте, смотрящим на ангелов. Как правило, Богоматерь Одигитрия представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные варианты. К ним относится один из особо почитаемых на Руси изводов – Богоматерь Казанская. Этот вариант представлен на выставке московской иконой XVIII века, написанной под влиянием произведений Симона Ушакова.

Третий тип Богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса», т.е. «Милостивая». Наиболее лиричный из всех типов иконографий, он открывает интимную сторону общения Матери с Сыном. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена не только как мать, ласкающая свое дитя, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. К типу «Умиление» относится именитая Богоматерь Владимирская, несколько икон этого извода демонстрируют разное художественное прочтение излюбленного образа. Своей живописностью выделяется среди них икона XVII века, поступившая в 1958 году из Ярославского художественного музея. С удивительной нежностью прильнула Мать к лику Младенца в небольшой иконе Богоматери Федоровской начала XVIII века (?).

Известно происхождение образа Богоматери «Утоли моя болезни» первой половины XIX века (?). На обороте памятника написано чернилами: «горинская моленна». Скорее всего, произведение имеет отношение к именитому саратовскому купцу Т.В. Горину, который отстроил заново в конце XIX века каменную старообрядческую церковь во имя Косьмы и Дамиана на Сергиевской (Приютской) улице.

Редкими разновидностями иконографии этого типа являются Богоматерь Почаевская, Богоматерь Млекопитательница и другие. К оплечным вариантам относится Богоматерь Корсунская первой половины XIX столетия, написанная, скорее всего, иконописцами старообрядческой Ветки. Семантически соответствует третьему типу Богородичных икон образ Богоматери Ахтырской, в котором пресвятая Дева представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии позднего времени он также хорошо известен.

Четвертый тип Богородичных икон скорее собирательный и не имеет такого богословского наполнения, как основные иконографические схемы. Наименование его условно – «Акафистный», так как относящиеся к нему иконографии создавались под влиянием того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл подобных изображений – прославление Матери Божией и желание показать Ее как Царицу Небесную. В большей части акафистных икон основная схема предыдущих типов обогащается дополнительными элементами. В центре композиции иконы Богоматери «Живоносный Источник» XIX века изображена Богородица с Младенцем, восседающая на троне-купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Иконография образа Богоматери «Нечаянная радость» XIX века, привезенного из Хвалынского района, построена по принципу сюжетного включения иконы внутрь происходящего действия. Перед образом Богоматери Одигитрии молится коленопреклоненный человек, получивший от Нее нравственное прозрение и исцеление.

Примеров акафистных икон можно привести великое множество и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI-XVII веков. Тонкостью написания и красочным живописным решением выделяется икона «Покров Пресвятой Богородицы» XVII века. Иконография образа связана с рассказом о явлении Богоматери Андрею Юродивому во Влахернском храме близ Константинополя, где по преданию хранился Ее мафорий. В центре произведения «Похвала Богоматери» рубежа XVIII-XIX веков изображена пронизанная золотистым светом Богородица на троне, в окружении ветхозаветных пророков с символическими предметами в руках. Музыкальность данной темы – в основу иконографии были положены слова песни канона – передается с помощью цветочного орнамента, как-бы сплетающего композицию. Один из самых популярных иконописных сюжетов в старообрядческом обиходе позднего времени – Богоматерь «Всех скорбящих радость», в основе которого лежит тема величания Царицы Небесной.

Немногочисленные иконографические варианты, где изображается Богородица без Младенца, также можно отнести к акафистным иконам. К этому типу принадлежит образ Богоматери «Умягчение злых сердец» XIX века – вариант иконографии Богородицы Семистрельной, в отличие от которой здесь изображен единственный пронзающий меч и Орудия страстей. Подобные иконографии позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью.

В иконописи XVIII-XIX веков, когда появляется целый ряд новых иконографических вариантов, становятся популярными композиции, посвященные поклонению Богородичному образу прославленных святых. В музейном собрании находятся такие памятники, как «Поклонение иконе “Рождество Богоматери” Ангела Хранителя и избранных святых», «Поклонение иконе “Богоматерь с Младенцем” святителей Тихона Задонского и Митрофания, епископов Воронежских», «Поклонение иконе “Богоматерь Федоровская” святителя Николая Чудотворца, святого Алексия, человека Божия, сценой его успения и святыми Андреем Юродивым и Зиновием на полях» и «Поклонение иконе Богоматери “Утоли моя печали” святых мучеников Харлампия и Татьяны» XIX века.

В кругу ревнителей древнего благочестия имели широкое хождение многочастные иконы, являвшие собой домашний иконостас в миниатюре. По всей видимости, четырехчастные иконы появились на Руси достаточно давно, но особой популярностью стали пользоваться с XVI столетия. В старообрядческих мастерских любили на одной доске изображать несколько разных прославленных Богородичных изводов, как это можно увидеть на ветковских иконах XIX века.

Широко представленные на выставке Радищевского музея памятники, от основных иконографических типов, являющихся столпами православия, до редких изводов, лишь отчасти отражают великое многообразие Богородичных образов, созданных за столетия христианства. Любовь и почитание Богоматери на Руси нераздельно слились с ее иконами и воплотились в многогранном художественном творчестве.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры