Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Художественные выставки в Саратове в конце XIX века

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

Развитие изобразительного искусства рубежа XIX-XX веков в России харак­теризовалось активизацией выставочной деятельности как в столицах, так и в провинции. Выставки живописных работ стали проявлением самобытности ху­дожественных группировок и объединений, своеобразными творческими ма­нифестами, поводами для бурных дискуссий, обсуждений, столкновений разных взглядов и мнений и, наконец, средством просвещения и способом проведения досуга населения. Выставочный бум был вызван повышением интереса к живописи, которая в это время как никогда стала выразительницей общественных проблем, идей и устремлений эпохи. В этот период по всей стране возникают общества любителей искусств, учреждаются рисовальные училища и школы, открываются художественные музеи.

В Саратове эти процессы начались несколько раньше, чем в других городах, поскольку роль их катализатора выполнял открывшийся в 1885 году Радищевский музей. Но еще до его создания общественное мнение будили выставки Товарищества передвижников (ТПХВ), знакомившие провинциального зрителя с лучшими работами И.Е. Репина и В.М. Васнецова, И.И. Шишкина и И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и Н.Н. Ге, Н.В. Неврева и В.Е. Маковского. «Дремлющие губернские города с приездом к ним выставки хоть на время отрывались от карт, сплетен, обывательской скуки и дышали свежей струей свободного искусства»[1], – писал в своих мемуарах Яков Данилович Минченков. В Саратове выставки передвижных картин побывали шесть раз. В 1874, 1879, 1889 годах это были III, VII и XVII очередные выставки; в 1886, 1892 – параллельные, а в 1904 году город посетила так называемая «народная» выставка передвижников.

Местные периодические издания «Саратовские губернские ведомости», «Саратовский листок», «Саратовский дневник», «Саратовский вестник» постоянно публиковали статьи и фельетоны, посвященные художественным вернисажам. Газетные отклики давали яркое, хотя зачастую, субъективное представление о выставленных работах, количестве и составе зрителей, а также о реакции посетителей на выставленные работы.

Первый раз саратовцы познакомились с творчеством передвижников в 1874 году. Это была третья очередная выставка Товарищества, прибывшая в Саратов после демонстрации в Петербурге, Москве и Казани. Работала она с 4 по 22 октября в здании Коммерческого клуба. Среди экспонатов были пейзажи А.К. Саврасова, А.П. Боголюбова, жанровые произведения братьев В.Е. и К.Е. Маковских, картины М.К. Клодта, И.М. Прянишникова. Наибольший интерес зрителей и критики привлекли две исторические картины Н.Н. Ге – «Екатерина у гроба Елизаветы» и «Петр допрашивает царевича Алексея».

Через неделю после открытия, по свидетельству местной прессы, «толпа до такой степени наполняла залу, что не было возможности хорошо осмотреть картины»[2]. Общая посещаемость за почти что трехнедельный срок составила 3595 человек (практически вдвое больше, чем за тот же период работы выставки в Казани). И все же в газетах встречались сожаления по поводу того, что саратовская публика не проявила большого интереса к «новому для нее предмету развлечения и удовольствия». По отзывам современников, непривычный к подобным мероприятиям купеческий Саратов воспринял выставку как некую диковинку, «как странствующий магазин с модными товарами»[3].

Мемуары Я.Д. Минченкова, который сопровождал выставки Товарищества передвижников в поездках по стране, свидетельствуют, насколько трудоемким и непростым, а зачастую и убыточным было дело организации выставок в провинции. «Передвижные выставки приносили много хлопот губернаторам и предводителям дворянства, – отмечал он, – губернаторы … должны были оказывать содействие передвижникам в устройстве в городах выставок, проявлять, так сказать, просвещенное внимание к искусству … Предводителям дворянства и подавно не было радости от выставок, для которых приходилось предоставлять помещение в доме дворянских собраний. Они опасались, чтоб не поцарапали при устройстве выставок паркета или белых колонн в зале. А когда широкая публика с улицы свободно входила в привилегированное дворянское гнездо, предводители и швейцары только горестно вздыхали»[4].

Неудивительно, что по прибытии выставки в город каждый раз остро вставал вопрос помещения. Так в декабре 1879 года саратовский Коммерческий клуб и местное дворянское собрание отказали в помещении организаторам VII передвижной выставки. Проблему решил губернатор В.А. Щербатов, предоставив под выставку свой особняк. В губернаторском доме можно было увидеть знаменитые произведения ведущих мастеров русской живописи, такие как «Березовая роща» А.И. Куинджи, «Преферанс» В.М. Васнецова, «Осужденный» В.Е. Маковского, «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина» кисти И.Н. Крамского[5]. В числе наиболее интересных работ местные газеты выделяли репинскую «Царевну Софью»: «Страшно становится смотреть на Софью, но и глазу оторвать не хочется от картины…. Взгляните и судите сами. Только наш совет: не смотрите на картину бегло, а остановитесь на некотором удалении и постарайтесь поглубже в нее вдуматься». «Поистине изумительной, одуряющей вещью» называли журналисты куинджиевскую «Березовую рощу», экспонировавшуюся под названием «Березовый лес».

Зрителей на выставке было не столь много, сколько, вероятно, предполагалось. Газеты эмоционально, но тщетно призывали местное население посетить выставку: «Грешно и сто раз грешно не уметь оценивать родного искусства и думать только о лубочных произведениях олеографий и фотографий»[6]. Возможно, одной из главных причин малого количества посетителей было само место проведения выставки – дом начальника губернии.

Основание в 1885 году в Саратове общедоступного художественного музея в значительной степени способствовало пробуждению в городе интереса к изобразительному искусству. Проблема помещения для последующих выставок в большинстве случаев была решена. Отныне многие из них проходили в музейных стенах. Первой выставкой в Радищевском музее стала экспозиция работ уроженца Саратова, академика живописи Фирса Сергеевича Журавлева. Она открылась 10 сентября 1885 года в актовом зале, на втором этаже[7].

Выставка была довольно скромной по своим масштабам – 23 картины. В основном, творчество художника было представлено бытовыми произведениями и портретным жанром. Среди наиболее значимых газеты называли картины «Перед благословением к венцу», «Затруднительное положение», «Купеческий поминальный обед», «Деревенская ворожея», «Косец», «Одинокий», «Мулат». Но самый большой интерес вызывало большое полотно под названием «Девичник в бане», выполненное в салонно-академическом духе. «Если вы присядете на стоящий перед картиной стул и несколько минут вглядитесь в картину, вас поражает художественность изображения не только главных фигур, но и аксессуаров»[8], – восторженно отзывались о картине журналисты. Через три дня после начала работы выставки Радищевский музей предоставил в выставочные залы картину Журавлева «Мачеха», подаренную автором к открытию музея. «Для желающих возможно более полно ознакомиться со всеми сторонами таланта г. Журавлева такая прибавка к его выставке будет иметь немаловажное значение»[9], – писали газеты.

Саратовцы охотно посещали выставку картин своего земляка. Общее число зрителей только за первую неделю ее работы составило около 2000 человек[10]. Возможно, здесь сыграл свою роль и сам факт недавнего открытия Радищевского музея, который вызвал очень большой интерес у местных жителей. Выставка картин Журавлева начала свою работу через два месяца после того, как музей впервые распахнул свои двери для широкой публики. «Выставка Ф.С. Журавлева... представляет из себя, кажется, самое замечательное, что видел Саратов в последнее время, – замечал газетный обозреватель, – Нужно видеть работы г. Журавлева, чтобы судить, до чего может дойти техника, выписка малейших подробностей, художественная передача эффектов света, воздушной перспективы»[11].

В январе следующего, 1886 года в музейных залах была показана выставка учеников частной рисовальной школы И.Ф. Ананьева. В числе экспонатов газеты упоминали работы В.Э. Мусатова и Ф.М. Корнеева[12].

Осенью (5 октября – 4 ноября) 1886 года в музейных залах работала первая параллельная выставка Товарищества передвижников. На ней экспонировались работы, оставшиеся нераспроданными после предыдущих выставок. Из сообщений прессы известно, что выставка включала 60 картин, в числе которых была знаменитая работа «Не ждали» кисти И.Е. Репина[13]. «Наша родная живопись идет по-прежнему торной дорогой правдиво неприкрашенного изображения природы и жизни»[14], – писала саратовская пресса.

XVII передвижная выставка 1889 года попала в Саратов волею случая. Несмотря на то, что в летние месяцы выставки никуда не возились, Товарищество откликнулось на просьбу астраханского губернатора прислать свои работы в Астрахань летом из-за невозможности связаться с этим городом железнодорожным путем. В Астрахань картины передвижников отправились по Волге, а на обратном пути посетили Саратов.

Выставка действовала с 11 по 28 июня на втором этаже Радищевского музея. Она занимала несколько залов, в которых картины группировались по жанрам. Всего было показано 92 произведения. Подавляющее большинство работ принадлежало кисти Н.А. Ярошенко и «великого, неподражаемого жанриста» В.Е. Маковского. Вниманием публики и прессы пользовались картины на бытовые темы других художников: «Расчеты по наследству», «Мочалов и его почитатели» Н.В. Неврева, «Все в прошлом» В.М. Максимова. Саратовская критика особо отмечала пейзажи И.И. Шишкина и Н.Н. Дубовского, портреты И.Е. Репина.

Неожиданным сюрпризом оказалась для провинциальных любителей искусства картина «Иван-царевич на сером волке» В.М. Васнецова, в те времена больше известного своими произведениями на бытовые темы. Фольклорно-романтические искания Васнецова многим не были понятны, и начавшийся в творчестве художника поворот к сказочной тематике и фольклору многим казался странным и случайным. Вот почему в местной прессе эта работа расценивалась скорее как пейзаж, «в котором фигуры играют неглавную роль». Так считал хранитель Радищевского музея А.Л. Кущ, поясняя читателям, что «эта картина написана по заказу П.М. Третьякова, поэтому упрекать автора за сюжет нельзя»[15].

Центром всеобщего внимания стала поленовская картина «Христос и грешница». Она была отмечена публикой и критикой в Петербурге на предыдущей XVI выставке Товарищества. Полотно купил император Александр III. Но интерес к нему был столь велик, что художник был вынужден написать еще один вариант, который и был показан в 1889 году в Саратове. Все фоторепродукции с картины были раскуплены уже в Астрахани. Перед «Грешницей» всегда толпился народ. «От нее глаз оторвать нельзя, так много дает она уму и сердцу зрителя»[16],– писали местные газеты, во многом повторяя суждения столичных изданий.

За все время работы ее посетило немногим больше двух тысяч зрителей. «Где мы живем, кто мы – обитатели древней Тмутаракани наших летописей и почему мы претендуем на звание культурных людей?»[17] – восклицал один из рецензентов, обнаружив в музейных залах всего лишь 20 человек. Первый хранитель Радищевского музея Ананий Львович Кущ, замечал по этому поводу: «Горький опыт показал, что передвижные, да и другие художественные выставки у нас не в авантаже приобретаются. Саратов охотно посещает оперетку, ходит смотреть ученых слонов, пожалуй, ученых блох, но не выставки картин!»[18]

Саратов последней четверти прошлого столетия довольно быстро вовлекался в систему торгово-промышленных отношений и постепенно превращался в один из крупных экономических центров Нижнего Поволжья. В последней трети XIX столетия в российском обществе интерес к живописи, к выставочной деятельности во многом именно благодаря передвижникам постепенно набирает обороты. Открытие Радищевского музея как раз в это время повсеместного подъема интереса к живописи удачно совпало с потребностями и устремлениями эпохи, заметно оживило городскую жизнь. Через четыре года после этого события в 1889 году в Саратове оформляется Общество любителей изящных искусств (ОЛИИ). В обществе было четыре отделения: литературное, художественное, музыкальное, позже, в 1890-х добавилось и драматическое. В первый же год своей деятельности по инициативе В.В. Коновалова, возглавлявшего художественную секцию, ОЛИИ организовало выставку картин и произведений декоративно-прикладного искусства. Она включала в себя предметы из фамильных собраний местного дворянства и интеллигенции, входивших в состав Общества.

Выставка работала в помещении музыкальных классов на улице Никольской (ныне Радищева)[19]. Пространство ее занимало четыре комнаты, три из которых были отданы под живопись, а в последней демонстрировались предметы прикладного искусства. Выступивший в качестве организатора В.В. Коновалов стремился не только тщательно подбирать экспонаты, но и эстетически облагородить интерьеры с помощью нарядных драпировок и красивой мебели. А.Л. Кущ, который также являлся членом Общества любителей изящных искусств, составил подробный обзор экспонатов и залов. Он отмечал общее «приятное впечатление» от экспозиции, которая, по его мнению, «не имела того бесприютного казарменного облика, которым обыкновенно отличаются все выставки [20].

Залы музыкальных классов вместили около 80 работ. Здесь находились картины из коллекций членов Общества и произведения современных художников. Русская живопись была представлена картинами С. Щедрина, К.П. Брюллова, А.Е. Егорова, А.П. Боголюбова, Ф.А. Бронникова, К.А. Трутовского. Среди картин саратовских художников экспонировались «Благословление невесты» Ф.С. Журавлева, этюд «Голова старика» Л.С. Игорева, «Русская красавица» В.В. Коновалова, пейзажи М.И. Доливо-Добровольского.

Из западноевропейских живописцев на выставке преобладали французы. Пресса выделяла среди них «Головку» Ж.Б. Греза из собрания кн. Л.Л. Голицына и четыре картины из коллекции кн. Ф.А. Куракина: «Портрет» П. Миньяра, «Дедал подвязывает крылья Икару» Ж.-М. Вьена и две картины Ф. Буше «слащаво-сентиментального содержания». Назывались также работы А. Ван Дейка, Д. Тенирса, две работы немецкого художника А. Риделя, «написанные фокусно, но чрезвычайно красиво».

Вместе с подлинными произведениями экспонировались и копии. Кущ упоминает присутствие в выставочных залах «прекрасной копии» картины К.П. Брюллова «Вирсавия», а также шесть копий с морских пейзажей И.К. Айвазовского, сделанных художником Ф.А. Кондопуло[21].

Выставка активно посещалась местной интеллигенцией. К сожалению, работала она всего четыре дня – слишком короткий срок для того, чтобы привлечь внимание неискушенного в вопросах изобразительного искусства местного зрителя и иметь сборы. Но, несмотря на это, она имела огромное значение в художественной жизни города, поспособствовав еще более тесному сплочению любителей живописи и продемонстрировав насущную необходимость и актуальность изучения изобразительного искусства, его стремительно возрастающую роль в современной действительности.

Общество проводило активную выставочную политику, организовав за почти десятилетний период своего существования пять вернисажей (включая и экспозицию работ учеников рисовальной студии при художественной секции).

Вторая выставка саратовского ОЛИИ открылась в 1891 году в залах Радищевского музея. Выставка удивляла современников количеством экспонируемых произведений – свыше двухсот. По этому поводу местная пресса с гордостью замечала, что «даже на выставках передвижников редко бывает больше ста пятидесяти картин»[22]. К открытию был выпущен каталог. Выставка стала по сути дела первым совместным выступлением местных художественных сил. Газеты писали, что выставка «привлекает довольно много народа, особенно по воскресным и праздничным дням»[23].

Экспозиция включала живописные произведения, а также копии, акварели, фотографии. Большинство картин было написано местными, современными саратовскими художниками. Среди портретов преобладали изображения местных чиновников и деятелей культуры. Лучшими работами в этом жанре критика признавала произведения Л.С. Игорева, одно из которых, «Портрет священника», хранится и ныне в Радищевском музее. Ф.Е. Буров представил портрет саратовского губернатора А.И. Косича и директора музыкальных классов С.К. Экснера, В.В. Коновалов – портрет преподавателя музыкальной студии ОЛИИ и полного тезки знаменитого писателя Ф.М. Достоевского.

Большой интерес публика проявляла к картине Ф.Е. Бурова «Посещение императором Петром III Иоанна Антоновича в каземате Шлиссельбургской крепости», которая «и сюжетом своим, и композицией, и правильностью рисунка, и отделкой частностей является лучшим украшением выставки»[24]. Картина считалась одной из лучших работ мастера. За нее в 1885 году он был удостоен звания художника исторической живописи. Ныне она находится в коллекции Государственного Русского музея.

Зритель мог увидеть на выставке пейзажи преподавателей рисовальной студии ОЛИИ В.В. Коновалова и Г.П. Баракки с видами Саратова и окрестностей. Кроме картин профессиональных живописцев экспонировались и работы любителей: С.Н Гришина, выступавшего впоследствии в качестве обозревателя художественных выставок и публиковавшего разгромные статьи о работах П.В. Кузнецова и П.С. Уткина, а также члена ОЛИИ А.П. Шеве, представившего копию с картины Юлия Клевера.

Перевес пейзажного жанра ощущался и на открывшейся в помещении Радищевского музея 26 февраля 1893 года Третьей выставке Общества. Большая часть всей выставочной площади была занята пейзажами. Здесь экспонировались работы Г.П. Баракки («Лунная ночь на Волге», «Угол пруда», «Утро»), Ф.А. Кондопуло («Берег Севастополя», «Залив у Хвалынска»), В.Г. Пискунова («Осокори»), С.Н. Гришина («К вечеру» и «Разлив Волги»). Такая ситуация вызывала чувство досады у некоторых представителей прессы: «Во всех углах … – сосны, липы, березы, пни и вода …почти полное отсутствие человека с его горем и радостями,… везде – покой и величие природы и отсутствие движения жизни, души…. Человек почти везде аксессуар, деталь, а не содержание картины», – сетовал обозреватель «Саратовского листка»[25].

Однако состав экспозиции не исчерпывался только пейзажем. Ф.М. Корнеев представил жанровые сценки «Наказана» и «У конторы журнала “Братская помощь”», художник-любитель А.П. Шеве – исторический сюжет «Апостол Петр». Демонстрировались также портреты и натюрморты. Выставка хорошо посещалась. Поэтому, даже несмотря на большое количество бесплатных зрителей (членов ОЛИИ), устроителям удалось покрыть все расходы по ее организации[26].

Общество любителей изящных искусств стало инициатором первой объединенной выставки саратовских и иногородних живописцев. Открыть ее предполагалось еще в 1894, но осуществить это намерение удалось только в 1898 году. Кроме саратовцев – Г.П. Баракки, Н.П. Боброва, М.В. Волкова, Н.П. Волконского, С.Н. Гришина, В.В. Коновалова, Ф.М. Корнеева, Н.Д. Россова, В.И. Соколова, – в выставке принимали художники из Москвы и Казани – И.Я. Гинцбург, А.А. Зарецкий, В.Г. Казанцев, В.Ф. Коренев-Новоросссийский, К.Я. Крыжицкий, Г.А. Медведев, И.С. Остроухов, П.И. Серегин, С.С. Сергеевич (он же С. Глаголь) и другие.[27]

Четвертая выставка работала с 6 по 20 апреля в помещении ОЛИИ (дом Феокритова на ул. Никольской)[28]. В отличие от трех предыдущих выставок, в состав которых входили не только картины, но также и чертежи, планы, фотографии, вышивки, на Четвертой были показаны, в основном, живописные произведения (как современных авторов, так и старых мастеров), а также скульптурные работы Н.П. Волконского и И.Я. Гинцбурга. Одновременно с профессиональными художниками свои работы на выставку предоставили и ученики рисовальной школы Общества.

Всего было показано 120 произведений – число сравнительно с другими выставками ОЛИИ небольшое, но по этому поводу местная пресса замечала, что «если по количеству выставляемых предметов она несколько уступает, например, второй выставке, где всех экспонатов было около 300, зато по содержанию несомненно оставит за собой все предыдущие»[29]. В выставочных залах экспонировались «Днепр под Киевом», «Утро» К.Я. Крыжицкого, «Море у берегов Биаррица» И.С. Остроухова, «Морозный день» В.Г. Казанцева. Газеты замечали, что «пейзажисты вообще преобладают на выставке»[30]. Кроме произведений на выставке было много работ местных живописцев, среди которых была картина Ф.М. Корнеева «Вид Саратова с левого берега Волги», ныне находящееся в собрании местного краеведческого музея.

Впервые выступил перед саратовцами со своими этюдами и портретами член ОЛИИ и по совместительству местный художественный критик Н.Д. Россов. В.В. Коновалов, представил серию кавказских этюдов и четыре больших жанровых картины, прежде экспонировавшиеся на выставках передвижников – «Нашли», «Печальные известия», «Трио», «К венцу»[31]. Правда, саратовская публика эти картины не особенно жаловала. И хотя они получили одобрение критики на столичных передвижных выставках, у местных жителей они не вызывали сильного интереса. Саратовские обозреватели признавали, что, несмотря на то, что герои картин Коновалова «так просты, обыденны и милы», он стоит «довольно одиноко среди местных художников»[32].

«Саратов первый из провинциальных неуниверситетских городов так настойчиво работает в области пробуждения интереса к искусству и дает возможность … следить за тем, что и как делается в его художественных сферах. Он первый дерзает привлечь и наших корифеев искусства, чересчур чуждых провинции»[33], – оценили очередной вернисаж ОЛИИ саратовские газеты. Состоявшаяся в 1898 году выставка Общества любителей изящных искусств стала первым совместным выступлением местных и иногородних живописцев.

В последние десятилетия позапрошлого века интерес к изобразительному искусству возрастал стремительно. Следствием этого стала потребность в расширении контактов между регионами и организации регулярных художественных выставок. Это хорошо понимали члены учебного комитета Боголюбовского рисовального училища, постановившие на одном из его заседаний, что «открытие ежегодных художественных выставок в Саратове крайне желательно», поскольку «постоянное знакомство не только учащихся, но и публики с современными произведениями художников... приучает внимательнее относиться ко всякого рода художественным производствам и вообще проявлению художества, в чем бы оно ни выражалось»[34].

С первых лет существования (т.е. с 1897 года), училище регулярно устраивало выставки работ своих питомцев[35]. Они проводились обычно в декабре и носили отчетный характер. Основным помещением служил большой зал второго этажа, т.е. собственно классы училища. На ученических выставках экспонировались работы по различным отраслям преподавания – живописи, черчению, металлопластике, лепке, резьбе по дереву. Лучшие работы отбирались для пополнения фонда училища.

В 1899 году Боголюбовское училище взяло в свои руки организацию совместной выставки современных саратовских и иногородних живописцев. На одном из своих заседаний учебный комитет Боголюбовского рисовального училища постановил, что «открытие ежегодных художественных выставок в Саратове крайне желательно»[36].

Выставка открылась 3 сентября 1899 года в залах нижнего этажа Радищевского музея и проработала около месяца. На приглашения откликнулось более пятидесяти художников, приславших свыше 300 работ. Большинство иногородних участников оказались петербуржцами – Альб.Н. Бенуа, Е.М. Бем, И.А. Вельц, Э.О. Визель, И.Я. Гинцбург, Н.П. Дмитриев-Оренбургский, А.Р. Эберлинг, Н.П. Химона, В.В. Матэ. Более ста работ представили саратовцы – В.В. Коновалов, В.Э. Борисов-Мусатов, Ф.М. Корнеев, Ф.А. Кондопуло, В.В. Гундобин, П.Н. Боев, Е.И. Боева, скульптор П.Н. Волконский, архитектор П.М. Зыбин. На этой выставке показали свои произведения художники из Самары, Тамбова, Пензы, Екатеринбурга, Новочеркасска, Смоленска, и других городов России[37].

Экспозиция получилась очень пестрой по составу, объединив как привычные глазу саратовского зрителя произведения салонного и передвижнического характера с работами так называемого декадентского толка. Помимо живописи в музейных залах экспонировались офорты, гравюры, пастели, акварели, рисунки пером и тушью, а также скульптурные произведения. Самое большое «бойко и отчетливо» написанное полотно принадлежало кисти саратовского художника Ф.М. Корнеева и называлось «Игра в орлянку», на котором, как отмечали газеты, были «изображены наши береговые труженики, которые собравшись в укромном местечке на берегу Волги, занялись запретной игрой, спуская свои последние трудовые гроши»[38].

Лучшей работой и «гвоздем выставки» обозреватели единодушно называли работу В.В. Коновалова «Лилия», изображающую Христа с белой лилией в руках у постели мертвой девочки. Местные рецензенты высоко превозносили коноваловскую картину и гневно обрушивались на произведения «декадентов» за «непонятную «оригинальность» и «грубое, декоративное письмо»[39]. К таковым были отнесены этюды В.Э. Борисова-Мусатова: «Девушка с агавой», «Мальчик с собакой»[40]. Они подверглись наиболее жесткой критике со стороны журналиста С.Н. Гришина и члена ОЛИИ Н.Д. Россова. Последний презрительно именовал мусатовские работы «полосатыми штучками», а самого художника – декадентом «с большим самолюбием и маленькой головой уродца, изувеченного модой и собственной перед ней трусостью»[41]. Через несколько лет эта неоправданно резкая оценка Россовым творчества Мусатова коренным образом переменится. Но тогда, в 1899, небольшие мусатовские этюды у многих вызывали отторжение[42].

Выставка местных и санкт-петербургских художников, открытая по инициативе Боголюбовского рисовального училища, явилась по сути первой крупной в Саратове совместной, междугородней выставкой, по степени своей организации, по количеству представленных произведений. Число платных посетителей составило 2 345 человек, было продано 922 каталога, а также несколько художественных произведений на сумму 710 рублей[43].

После закрытия экспозиции Радищевский музей, как свидетельствуют газеты, «обогатился шестнадцатью художественными произведениями, приобретенными частью путем пожертвования, частью посредством покупки» [44]. В их числе были картины «Луг» Н.П. Химоны, «Пейзаж с охотником» К.П. Головкина, акварель «Волга» Альб.Н. Бенуа, «Ранней весной на Большой Невке» К.А. Винклера, офорты В.В. Матэ и скульптура «После урока» И.Я. Гинцбурга. Следующую подобную экспозицию предполагалось организовать в 1901 году на Пасхальной неделе. Она не состоялась, так как здание музея было закрыто на ремонт.

В конце XIX века в Саратове Радищевский музей часто предоставлял свои залы под разные выставки. Так 29 мая 1894 года здесь открылась «Выставка московских художников», на которой экспонировались картины выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1896 году этот творческий союз стал называться Московским товариществом художников (МТХ)[45]. В 1893 – начале 1894 годов выставки московских художников уже побывали в Твери и Ярославле, а после Саратова их предполагалось показать в Астрахани, Самаре, Нижнем Новгороде. На музейных залах демонстрировались картины В.Д. Поленова, Д.И. Киплика, Ф.И. Рерберга, И.И. Крылова, М.И. Шестеркина, М.Х. Аладжалова, В.И. Симова, В.В. Переплетчикова. Ананий Львович Кущ, постоянно занимавшийся выставочными обзорами, в своей рецензии на выставку московских живописцев замечал, что «она не изобилует тяжеловесными сюжетами, не поражает большими полотнами, не предлагает чего-либо грандиозного, но она полна жизни, света и художественной правды»[46]. Впервые саратовцы могли воочию познакомиться с новыми импрессионистическими веяниями в живописи, которые были характерны для художников этого объединения.

После окончания выставки Радищевский музей получил в дар несколько картин от авторов-участников[47]. В настоящее время в музейной коллекции находятся «Натурщик» Ф.И. Рерберга, «Черное море» Д.И. Киплика, «На берегах Абхазии» И.И. Крылова, «Лесная порубка» В.В. Переплетчикова, а также два рисунка М.И. Шестеркина, посвященные теме пугачевского бунта. Связи саратовцев с московскими живописцами не прерывались и впоследствии – в начале ХХ века выставки МТХ дважды приезжали в наш город.

К концу XIX столетия художественная жизнь Саратова становится необыкновенно насыщенной и разнообразной: читаются лекции по искусству, устраиваются художественно-музыкальные вечера, в большом количестве организуются разнообразные выставки. Роль своеобразного аккумулятора творческой энергии местных художественных сил играет Боголюбовское рисовальное училище, устраивающее ежегодные выставки своих учеников и привлекающее к сотрудничеству иногородних живописцев (петербургских, московских, казанских). Недаром в середине 1890-х годов создатель музея А.П. Боголюбов с гордостью замечал в письме к В.В. Стасову: «Саратов – Россия на грибоедовская, а интеллигентная. С широкой художественной будущностью, что видно из десятилетнего существования музея, при котором стоит школа серьезного направления»[48].

Музей и училище подготовили благодатную почву для развития местной культурной среды. На волне всеобщего подъема интереса к живописи количество выставочных площадок в Саратове значительно расширилось. Выставки проходили не только в музее, но и в Дворянском собрании, музыкальных классах, и даже в магазинах. В 1889 году организаторы четвертой саратовской земской выставки включили в состав экспозиции художественный отдел.

В начале следующего XX столетия к вышеперечисленным выставочным площадкам добавились помещения Крытого рынка, Народной аудитории (нынешней Областной библиотеки) и даже редакция одной из местных газет. Открытие художественной выставки в Саратове становилось значимым событием, привлекавшим большое количество зрителей и сопровождавшимся дискуссиями в прессе. К этому времени в Саратове сформировалась своя особая художественно-культурная среда, представленная, с одной стороны, плеядой талантливых педагогов и учеников художественных школ и студий, а с другой стороны – все расширяющимся кругом ценителей прекрасного. «Саратов первый из провинциальных неуниверситетских городов так настойчиво работает в области пробуждения интереса к искусству. … Он первый дерзает привлечь и наших корифеев искусства, чересчур чуждых провинции»[49], – оценивал культурный уровень один из местных критиков. И во многом оказался прав. Наступала эпоха активных поисков новых художественных форм. На заре XX столетия на саратовской земле начиналась борьба за утверждение идеалов нового искусства.


[1] Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1961. С. 123

[2] Саратовский справочный листок. 1874. 19 окт.

[3] Там же. 1874. 13 окт.

[4] Минченков Я.Д. Указ. соч. С. 122, 123

[5] Саратовский дневник. 1879. 19 дек.

[6] Там же.

[7] В настоящее время это зал русского искусства второй половины XIX века

[8] Хроника//Саратовский дневник. 1885. 11 сент. (В настоящее время картина Ф.С. Журавлева «Девичник в бане» находится в собрании Национального художественного музея республики Беларусь, г. Минск)

[9] Саратовский листок. 1885. 13 сент.

[10] Хроника // Саратовский дневник. 1885. 17 сент.

[11] Слово Глаголь. Воскресный листок// Саратовский листок 1885.29 сент.

[12] Саратовский дневник. 1885. 31 дек.

[13] Саратовский дневник. 1886. 7 окт. (Картина «Не ждали», как известно, впервые демонстрировалась на XII выставке передвижников в 1884 году и дорабатывалась художником до 1888 года).

[14] Там же.

[15] А. Кущ. 17-я передвижная выставка картин в Саратове // Саратовский листок. 1889. 15 июня.

[16] Там же.

[17] С.М. Соколов. Маленький листок: на передвижной выставке // Саратовский листок. 1889. 23 июня.

[18] А. Кущ. 17-я передвижная выставка картин в Саратове // Саратовский листок. 1889. 15 июня

[19] Музыкальные классы в это время находились в доходном доме Г.В. Очкина и занимали несколько комнат верхнего этажа. Сейчас в этом здании находится педагогический колледж.

[20] А. Кущ. Фельетон: выставка Общества любителей изящных искусств // Саратовский листок. 1889. 19 апр. №80. (возможно, здесь подразумевались выставки передвижников, три из которых проходили в стенах Радищевского музея). См. также: Савельева Е.К. Общество любителей изящных искусств в Саратове: Конец XIX – начало XX века // Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: Материалы шестых Боголюбовских чтений, посвященных 175-летию со дня рождения А.П. Боголюбова. Саратов, 1999.

[21] Там же.

[22] Заурядный зритель. Местная художественная выставка // Саратовский листок. 1891. 30 янв.

[23] Хроника // Саратовский листок. 1891. 5 февр.

[24] Заурядный зритель. Указ. соч.

[25] Solo [?]. Выставка картин//Саратовский листок. 1893. 4 марта

[26] Хроника // Саратовский листок. 1893. 10 марта

[27] Н.Б. [?]. Художественная выставка //Саратовский дневник. 1898. 31 марта; А.Д. [?] IV художественная выставка Общества любителей изящных искусств // Саратовский листок. 1898. 5 апр.; Зритель. [?] С выставки картин // Саратовский листок. 1898. 15 апр.

[28] Дом не сохранился.

[29] А.Д. [?]. IV Художественная выставка Общества любителей изящных искусств // Саратовский листок. 1898. 5 апр.

[30] Зритель. С выставки картин // Саратовский листок. 1898. 15 апр.

[31] Картина «Нашли» в настоящее время находится в Радищевском музее, «Печальные известия» – в Вольском краеведческом музее, «К венцу» – в Казахской государственной художественной галерее, «Трио» («Гимназистки в соборе») принадлежит Екатеринбургской картинной галерее.

[32] Зритель. [?] С выставки картин // Саратовский листок. 1898. 15 апр.; Н.Б. [?] Художественная выставка Саратовского Общества любителей изящных искусств // Саратовский дневник. 1898 12 апр.

[33] А.Д. [? ] IV Художественная выставка Общества любителей изящных искусств // Саратовский листок. 1898. 5 апр.

[34] Журнал Учебного комитета Боголюбовского рисовального училища. Заседание 24 января 1899 г. // Отдел хранения архивных материалов СГХМ имени А.Н. Радищева (в дальнейшем ОХАМ). Ф. 369. Оп. 1. Ед. хр. 19.

[35] Выставки учеников БРУ устраивались регулярно, обычно под Рождественские праздники. Исключением стали лишь 1899 – 1900 годы (когда шел ремонт музея), а также 1905 и 1914 годы (т.е. периоды социальных катаклизмов).

[36] Журнал учебного комитета Боголюбовского рисовального училища. Заседание 24 января 1899 г. // ОХАМ. Ф. 369. Оп. 1. Ед. хр. С. 1-2.

[37] См.: Каталог художественной выставки в Радищевском музее в Саратове в 1899 году. Саратов: Паровая скоропечатная Губернского правления, 1899.

[38] N. Художественная выставка//Саратовский дневник. 1899. 11 сент.

[39] Саратовский дневник. 1899. 11 сентября. № 196.

[40][40] В настоящее время обе работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.

[41] См.: С. Гришин. Художественная выставка в Радищевском музее // Саратовский листок. 1899. 25 сент.; Н.Р. [Николай Россов] Кое-что о картинах II*//Саратовский дневник. 1899. 23 сент.

[42] В это же время выставку посетил приехавший из-за границы в Саратов музыкант Михаил Букиник. В своих мемуарах он отметил две запомнившиеся ему картины. «Но вот небольшое полотно маслом, - голова девушки на ярком солнце. В каталоге - название: "Девушка с агавой" В. Мусатова. Я смотрел на неё и не мог оторваться. А рядом другая картина того же Мусатова: на зеленой траве, на коленях, спиной к зрителю сидит голый мальчик с красной феской на голове. На спине его пятна желтой краски и бело-голубые полосы. Все это загадочно и привлекательно. В местной газете я прочел отзыв о выставке. Касаясь вещей Мусатова, рецензент становился веселым и развязным: "Девушка с агавой" похожа на прокаженную, у "Мальчика в феске" - яичница на спине» См.: Букиник М.Е. Рассказ о художнике В.Э. Борисове-Мусатове. «Новый журнал». Нью-Йорк, 1944. № 9 // ОХАМ. ЛФ № 2. Оп. 1. Ед. хр. № 11. Л.2,3

[43] Журнал заседания учебного комитета БРУ. 1900 г. 1 февр.

[44] Хроника // Саратовский листок. 1899. 16 нояб.; см. также: Искусство и художественная промышленность. 1899-1900. № 5. 30 нояб. С. 117

[45] В начале ХХ века выставки МТХ дважды приезжали в Саратов – в 1903 и 1910 годах.

[46] А.К. [Ананий Кущ]. Выставка картин московских художников в музее // Саратовский листок 1894. 1 июня

[47] Хроника//Саратовский листок. 1894. 15 мая

[48] Из переписки покойного А.П. Боголюбова с В.В. Стасовым (по оригиналам Императорской Публичной библиотеки) от 29 авг. 1895 г. Боголюбов – Стасову // Искусство и художественная промышленность. 1899, сентябрь, № 12

[49] А.Д. IV Художественная выставка общества любителей изящных искусств // Саратовский листок. 1898. 5 апр.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"