Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

И славен буду я…

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна
Шестова Светлана Викторовна
Пакалина Елена Николаевна
Довгаленко Анна Сергеевна

Дата мероприятия:  15.05.2015  —  10.06.2015
Телефон:  (8452) 26-16-06

На выставке представлены редкие издания из собрания Радищевского музея. Вместе с книжными иллюстрациями в залах экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из коллекции Радищевского музея. Прежде всего, это мелкая фарфоровая пластика. Дополняют выставку работы из Фонда детского творчества музея.

Великие произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) получили мировую известность, находя широкое отражение в литературе, музыке, театре, во всех областях изобразительного искусства, включая книжную графику. Предлагаемая вниманию выставка знакомит зрителей с миром пушкинских образов, входящих в нашу жизнь с самого раннего детства в иллюстрациях к сказкам, поэмам, пьесам, повестям великого русского поэта.

При жизни А.С. Пушкина было опубликовано всего 19 иллюстраций к его книгам, авторами которых были русские художники И.В. Ческий, А.В. Нотбек, А.П. Брюллов, Г.Г. Гагарин, Ф.П. Толстой и другие. На выставке можно увидеть воспроизведение фронтисписа, очень понравившегося самому автору, первого издания поэмы «Руслан и Людмила» 1820 года, гравированного Михаилом Ивановым по рисунку Ивана Иванова. А также второе издание «Бахчисарайского фонтана» с гравюрами С.Ф. Галактионова, вышедшее в 1826 году в Санкт-Петербурге на немецком языке, спустя два года после первого московского издания.

Впоследствии не одно поколение художников обращалось к творчеству А.С. Пушкина. Было создано большое количество иллюстраций к его произведениям, особенно в связи с юбилейными датами. К 100-летию со дня рождения поэта, в 1899 году, московский издатель А.И. Мамонтов выпустил большеформатную книгу «Руслан и Людмила» с рисунками известного художника С.В. Малютина. В «Скоропечатне А.А. Левенсона» вышло роскошное издание-гармошка «Песнь о вещем Олеге», оформленное в древнерусском стиле яркими сюжетными и орнаментированными виньетками, заставками, концовками и буквицами работы В.М. Васнецова.

Много иллюстраций к пушкинским произведениям создали художники рубежа XIX-XX веков – А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, Е.П. Самокиш-Судковская, С.С. Соломко. Их графические работы в музейном собрании представлены в изданиях «Товарищества Р. Голике и А. Вильборг», А.С. Суворина и других.

В 30-40-е годы XX века московско-ленинградское издательство «Academia» для иллюстрирования сказок Пушкина пригласило художников Палеха, старинного российского иконописного центра. Сказочные произведения, изданные в 1937, в год памяти поэта, украшены работами лучших палехских мастеров того времени – Д.Н. Буторина, И.И. Голикова, И.П. Вакурова. Б.Н. и К.В. Кукулиевых.

Полны неисчерпаемого юмора и народной мудрости работы художников 1950-1980-х годов – акварельные рисунки А.М. Каневского и В.А. Милашевского к «Сказке о попе и о работнике его Балде», К.В. Кузнецова к «Сказке о царе Салтане», В.М. Конашевича к «Сказке о золотой рыбке». Герои «Маленьких трагедий» оживают в гравюрах К. В. Фаворского, А.И. Кравченко, в силуэтах И.Ф. Рерберга. Рисунки Н.В. Кузьмина к «Евгению Онегину», талантливо исполненные графиком в 1930-е годы, публиковались и в более поздних изданиях «Художественной литературы» в 1950-1970-годы XX века.

До настоящего времени интерес к творчеству А.С. Пушкина не угасает. Книги, написанные великим поэтом, переиздаются вновь и вновь, даря читателям радость встречи с любимыми героями пушкинских произведений. Литературный язык А.С. Пушкина настолько выразителен, живописен и неисчерпаем, что и современные иллюстраторы создают художественные произведения созвучные по своему стилю и духу творениям великого русского поэта.

В витринах на выставке представлены произведения мелкой фарфоровой пластики, выполненные на ведущих заводах СССР в 1930-1980-е годы.

Первые скульптурные композиции малых форм, посвященные Пушкину, появляются в России 1910-е годы. Небольшие статуэтки пользовались большим успехом и очень скоро стали неотъемлемой частью украшения гостиных, кабинетов, библиотек, предметом коллекционирования.

Литературные герои А.С. Пушкина оживают в работах известных советских керамистов: Людмилы Клименковой-Краузе, Якова Троупянского, Людмилы Азаровой, Тамары Михалёвой-Безпаловой, Татьны Бусыревой. Тонкое проникновение в мир поэзии Пушкина, глубокая любовь к его творчеству, помогают художникам раскрыть всю прелесть созданных поэтом образов.

Величественным и властным предстает Федор Шаляпин в образе Бориса Годунова в работе Якова Троупянского. Молодой художник и скульптор, будучи студентом Петербургской академии художеств, неоднократно бывал на постановках с участием Шаляпина и, вероятно, был лично знаком с певцом. В воспоминаниях Троупянского остались восторженные заметки о вокале и артистическом таланте актера. Это восхищение стало творческим импульсом, который был реализован впоследствии. В 1922 году на Ленинградском фарфоровом заводе Троупянским была создана модель статуэтки «Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова». Ее серийный выпуск осуществлялся в 1930-1960-е годы. Скульптура из коллекции Радищевского музея была исполнена в начале 1960-х. Напряженная поза Шаляпина, словно обернувшегося на смутный шорох, в сочетании с мимикой и черно-золотой гаммой росписи создают трагический образ царя, терзаемого муками совести. Точность жеста, убедительная характерность позы, мимика героя создают достоверный портретный образ. Монументальность, переданная средствами малой пластики, удивительная проработка деталей костюма, пластика жестов позволяют считать это произведение настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства.

Необычайно красиво и колоритно изображены персонажи «Сказки о царе Салтане» на фарфоровых пластах Тамары Михалёвой-Безпаловой. Яркие насыщенные цвета росписи создают ощущение праздника, тонко положенная позолота подчеркивает богатство красок сказочно-декоративной композиции. Михалева-Безпалова принадлежит к поколению мастеров, создавших и утвердивших новое художественное содержание в искусстве советского фарфора. Поэтическое отношение к действительности рождает в творчестве художника образы удивительно русские, эмоционально насыщенные. Ее лучшие произведения, к которым без сомнения относятся и работы из коллекции нашего музея, обогатили советское декоративное искусство и вошли в его историю.

Оригинальным портретом великого русского литератора можно считать чернильный прибор «Пушкин за работой», созданный Наталией Данько к 100-летию со дня смерти поэта на Ленинградском фарфоровом заводе. Бытовое назначение этого предмета не подчеркнуто – отверстие для чернил скрыто под стопкой разбросанных в беспорядке книг и бумаг. Пушкин показан в уютной домашней обстановке сочиняющим очередное литературное произведение. В своем любимом архалуке (просторной восточной мужской одежде, заменяющей халат) он сидит на кушетке в непринужденной позе. Вероятно, эта скульптурная композиция была создана Данько под влиянием картины Карла Мазера «Портрет А.С. Пушкина», написанной через два года после смерти поэта. Благодаря эффектности сюжетного мотива и изысканной росписи чернильный прибор приобрел большую популярность. Он неоднократно повторялся в 1930-х годах и после войны, с различными вариантами росписи. Автором самых ранних из них была сестра Наталии Данько – Елена. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже изделия Ленинградского фарфорового завода были удостоены золотой медали. Среди представленных предметов демонстрировался и чернильный прибор «Пушкин за работой».

В 1987 году к 150-летию со дня гибели А.С. Пушкина на Ленинградском монетном дворе была выпущена памятная медаль известного скульптора Марка Сальмана. В профильное изображение поэта в цилиндре введена удивительно живая деталь - изящная кисть руки, придерживающей на груди плащ. Основой для этой композиции послужило изображение на одном из парных медальонов, выполненных Сальманом в 1970-е годы, за которые автор получил престижный Приз Возрождения медали в Париже (1974 г.).

Впервые на выставке демонстрируется лента белого муара к памятному венку с надписью «А.С. Пушкину от народных учителей и учительниц г. Саратова» 1899 года.

Представленные на выставке предметы были созданы в разное время, исполнены в различной творческой манере, но в каждом из них чувствуется живое отношение автора к модели, влюбленность в материал, совершенство исполнения, богатство фантазии и декоративного языка. Все те художественные достоинства, которые присущи лучшим произведениям прикладного искусства.

Александр Сергеевич Пушкин и герои его произведений предстают на работах из Фонда детского творчества музея, который был документально оформлен на рубеже 1970-1980-х годов, а сегодня насчитывает более двух тысяч предметов. Коллекция Фонда дает возможность показать пушкинскую тему глазами детей разных поколений советской и современной эпохи.

Пушкинская тема всегда привлекала внимание детей. Юные художники с удовольствием обращаются к пушкинским образам, которые в детском рисунке получают новое прочтение, проявляя то, что остается незаметным глазу взрослого человека.

На выставке представлены работы юных художников конца 1990-х годов, живо и ярко иллюстрирующие знаменитые стихотворные строки, изображающие самого поэта и персонажей любимых произведений: сказок о царе Салтане и золотом петушке, романе в стихах «Евгений Онегин» и поэмы «Руслан и Людмила». Среди авторов рисунков – воспитанники изостудий Дворца культуры «Россия» города Саратова и поселка Бартоломей, Детской школы искусств села Воскресенское и других образовательных учреждений – давних друзей музея. У юных художников получились как законченные живописные полотна, на которых изображены знаменитые эпизоды произведений А.С. Пушкина, так и небольшие зарисовки, живо передающие настроение всем известных строк «Буря мглою небо кроет...», «Уж небо осенью дышало…». Авторы работали в разных техниках, каждая из которых – гуашь, акварель, фломастер – помогла создать на бумаге образы взволновавшей их пушкинской темы.

Этот ряд продолжают работы воспитанников Художественной студии музея. Организованная в 2001 году студия успешно работает и сегодня, ежегодно выпуская более двухсот детей от пяти лет и старше. На выставке представлены работы 2014-2015 учебного года. Юные художники обратились к сказкам любимого писателя. Оказалось, что иллюстрировать хорошо известные и любимые сказки – одно удовольствие, тем более что многие пушкинские строки дети знают наизусть.

На детских рисунках появились тридевятое царство с избушкой «на курьих ножках», волшебным дубом с Котом ученым и Русалкой. Золотой петушок «взлетел» на купол древнерусского храма, а шатер восточной царицы приоткрыл свой полог для любопытного взгляда. Золотая рыбка «взмахнула» хвостом и «ушла» в загадочные морские глубины. Чертенок из «Сказки о попе и его работнике Балде» хитро и задорно «усмехнулся» зрителю.

Парусный корабль стремительно проплыл «мимо острова Буяна…В царство славного Салтана…» на работах мальчишек. А юным художницам полюбились женские персонажи – прекрасная Лебедь и царевна из «Сказки о семи богатырях». Рисунки порой уходят за пределы знакомого текста, продолжая и «дописывая» сюжеты пушкинских сказок.

Работы старшеклассников поражают своей серьезностью и глубиной «прочтения» драматических произведений писателя. Пейзажи малышей завораживают сочетанием «осенних» красок: многочисленных оттенков оранжевого, красного и желтого. Невольно приходят на память пушкинские строки: «Очей очарованье!..»


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры