Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

В рамках проекта "Выставка одной картины". Ф.А. Малявин. Портрет М.К. Олив

  • Малявин С.В. "Портрет М.К. Олив"
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет с 23 апреля по 27 мая 2013 года произведение Филиппа Андреевича Малявина  «Портрет М.К. Олив». В рамках проекта «Выставка одной картины». 
Филипп Андреевич Малявин (1860-1940) – один из самых известных русских художников рубежа XIX-XX веков, привнесший в русскую живопись самобытные народные образы. Мастер начинал свой путь в искусстве с иконописания и несколько лет прожил послушником в Афонском монастыре. Посетивший Афон скульптор В.А. Беклемишев, заметил талант Малявина и помог ему поступить вольнослушателем в Академию художеств, где он стал одним из любимых учеников И.Е. Репина. Малявин буквально ворвался в культурную жизнь современности своими сочными красками, стре-мительно движущимися словно в хороводе крестьянскими «девками» и «бабами», которых критика назы-вала «героинями старорусских былин, дочерьми Микулы Селяниновича». «Трезвое нормальное искусство Репина, его добросовестное служение искусству в понимании школы 1860-x годов, его рассудочность превратились в Малявине в какую-то вакханалию красок, в самое ухарское виртуозничание», – писал А.Н. Бенуа.

Смелая живописная манера Малявина, раскованность и свобода живописных приемов вызвали не-поддельный интерес современников. Забракованная академическим советом дипломная работа «Смех» получила через несколько лет Гран-при на Парижской выставке. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П.М. Третьяков, о них писали газеты. Картины Ф.А. Малявина экспонировались на выставках крупнейших художественных объединений рубежа XIX-XX веков – журнала «Мир Искусства», «36», «Союза Русских художников», а также на зарубежных вернисажах в Париже, Берлине, Мюнхене, Риме и Венеции. «Таких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всем протяжении истории русской живописи», – отзывались критики.

Малявин прославился не только как автор картин на фольклорные темы. Он приобрел известность, еще и как портретист, создавший изображения С.П. Дягилева, К.А. Сомова, И.Э. Грабаря, О.А. Остроумовой.

Среди характерных произведений Малявина в этом жанре – «Портрет М.К. Олив». Мара Констан-тиновна Олив (1870-1963) – женщина необычной и интересной судьбы – стала моделью для многих из-вестных художников. В молодости, будучи замужем за племянником Саввы Мамонтова¸ она часто гостила в имении Абрамцево. Мара покорила своим обаянием многих участников абрамцевского кружка. Живость ума, природный такт и общительность привлекали к ней людей. Ею был очарован юный М.А. Врубель, писавший: «Она ...темная шатенка с карими глазами; но и волосы, и глаза кажутся черными-черными, рядом с матово-бледным, чистым, как бы точеным лицом. Она небольшого роста... носик очень изящной работы, с горбинкой, напоминает лисичку. Все впечатление овального личика с маленьким подбородком и слегка приподнятыми внешними углами глаз напоминает тонкую загадочность .... сфинксов».

Врубель оставил зарисовку портрета Мары. Ее живописный портрет был создан в 1895 году В.А. Серовым. В начале ХХ века Мару Олив, уже ставшую Свербеевой (по второму мужу, морскому офи-церу), писал И.Е. Репин. После революции 1917 года Мара эмигрировала во Францию. Там произошла встреча с художником Малявиным, запечатлевшим эту незаурядную женщину. Портрет написан в прису-щей Малявину свободной и артистичной манере. На зрителя смотрит смеющееся лицо элегантно одетой дамы. Придерживая нарядный зонтик, изящным жестом дама поправляет слетающую шляпку. Заразитель-ное обаяние модели, звучность красок, малявинский виртуозный тягучий мазок создают образ женствен-ный и энергичный. В Радищевский музей портрет попал в 1977 году из коллекции академика медицины М.Ф. Глазунова. По воспоминаниям бывших владельцев, до поступления в их коллекцию края картины были обрезаны.

Командированный в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, Малявин не вер-нулся больше на родину. Несколько лет он прожил в Париже, потом переселился в Ниццу. Его персональные выставки с успехом проходили в разных странах. Живя за рубежом, Малявин оставался верным себе: он по-прежнему обращается к народной тематике. «Вне Родины нет искусства», – признавался художник. Созданные вдали от России, лучшие картины и портреты художника исполнены русского национального духа и темперамента. Декоративизм и большая увлеченность образом отличают и портрет М.К. Олив из собрания Радищевского музея. 

 А.С. Ступина

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры