Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Четыре квадрата» Казимира Малевича. К 100-летию со дня создания

  • Малевич К.С."Четыре квадрата"
Дата мероприятия:  03.03.2015  —  05.04.2015
Телефон:  26-16-06

 В этом году цикл «Выставка одной картины» открывают «Четыре квадрата» Казимира Малевича, написанные столетие назад, в 1915 году, как и знаменитый «Черный квадрат» мастера.

Я Начало всего, ибо в сознании моем

Создаются миры…

В этих поэтических строках Казимир Малевич выразил безграничную свободу творчества, которую ощущал в себе и к которой призывал своего зрителя, дав ему возможность выйти за рамки традиционного восприятия произведения искусства, увидеть иную – самостоятельную – жизнь холста и красок.

Будущий основатель супрематизма с детства полюбил разноцветье деревенских видов, вспоминал впоследствии «войскá» крестьянок в ярких платьях, маляра, кисть которого преобразила крышу избы. Его ранние импрессионистические пейзажи наполнены желанием воссоздать красоту мгновения. Уже через несколько лет натурные впечатления перестают играть в работах Малевича ведущую роль. В «Автопортрете» 1910 года (ГТГ) колорит скорее выражает определенную эмоцию, чем передает реальную окраску вещей. Фигуры крестьян в таких картинах, как «Косарь» (1912. Нижегородский государственный художественный музей) и «Жница» (1912. Астраханская государственная картинная галерея), словно «сшиты» из крупных цветовых плоскостей. В своих кубофутуристических опытах Малевич ищет способ преодолеть предметность, дробит форму на составные части, «перетасовывает» их, создавая новую реальность («Усовершенствованный портрет строителя». 1913. ГРМ).

Одержимый желанием тотального обновления искусства художник в 1910-е годы регулярно участвует в выставках мастеров «левого» направления: «Бубновый валет», «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай В» и других. В 1913 году вместе с А. Крученых, В. Хлебниковым и М. Матюшиным он работает над постановкой первой футуристической оперы «Победа над Солнцем». Герои-будетляне, бросившие вызов старому миру, «подтолкнули» Малевича к окончательному разрыву с предметностью. Манифестом нового направления в искусстве – супрематизма – стали «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг» и другие работы художника, представленные на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» (Петроград, 1915). «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер», – писал о «Черном квадрате» Александр Бенуа.

Серия супрематических картин по мысли автора должна была показать зрителю, как из «ничто», из «нуля форм» путем сдвигов и смещений рождаются новые композиции, существующие вне привычного нам мира. Так в Космосе, с которым были связаны утопические мечтания футуристов, действуют иные законы пространства и времени.

«Четыре квадрата», поступившие в Радищевский музей из Государственного музейного фонда в 1929 году, представляют собой один из этапов формирования оригинального мира Малевича. Правильнее говорить о двух квадратах, которые диагонально расположены на фоне белого абсолюта. Сойдясь в центре холста, они задают всей композиции динамичный ритм, вечно стремятся «оторваться» друг от друга.

Пожалуй, лучшей аннотацией к супрематическому полотну Малевича стал бы чистый лист. Белый цвет в произведениях художника представлял бесконечность мироздания. Белый «победил» синеву неба, а черный квадрат заслонил собою солнце.

Супрематические эксперименты Малевича привели его к новому пониманию красоты и классичности в искусстве. Простая геометрия форм и яркие локальные цвета в «крестьянской» серии конца 1920-х – начала 1930-х годов определяют особую монументальность фигур, создают настроение.

Несмотря на эпатажность творчества и декларируемый разрыв с каноном, ярчайшие представители русского авангарда – Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин – были прежде всего творцами и органично продолжали традиции модернизма рубежа XIX – XX веков с его стремлением к интуитивному постижению жизни. Вслед за Михаилом Врубелем они могли бы сказать: «Красота – вот наша религия», увидев красоту в линии и чистом цвете, освободив их от «гнета» законов окружающего мира.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"