«Искусство навевать прохладу». Веера из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва)

  • «Искусство навевать прохладу». Веера из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва)
Дата мероприятия:  07.02.2015  —  22.03.2015
Телефон:  26-16-06, 26-28-55
Стоимость билета:  от 80 до 200 руб., экскурсионный билет - 50 руб.
           

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева приглашает на выставку «Искусство навевать прохладу», где представлено 80 вееров из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва), а также костюмы из собрания известного историка моды, увлеченного коллекционера Александра Васильева.

Масштабный проект нового выставочного сезона посвящен самому интригующему и роскошному, таинственному и обязательному галантному аксессуару - вееру – и притягательному для мастеров и модниц аксессуару, сохранявшему свою актуальность в Европе и России на протяжении нескольких столетий. Известен французский афоризм: «веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». Мадам де Сталь писала: «из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». Мадам де Сталь писала: «из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». Государственный музей А.С. Пушкина впервые представляет молодую коллекцию, начало которой было положено в 1960-х годах, но основной массив был собран в последние годы. На сегодняшний день это третья по полноте и качеству произведений коллекция в Москве. Она уступает лишь Московскому музею-усадьбе «Останкино» и Государственному Историческому музею.

В экспозиции - восемьдесят вееров от середины XVIII до первых десятилетий XX века, среди которых есть выдающиеся, эталонные памятники разных периодов и направлений. Веера показаны как произведения декоративно-прикладного искусства, в создании которых участвовали даровитые художники, виртуозные резчики, лучшие декораторы своего времени. Галантные аксессуары помещены в живописный и литературный контекст. Иллюстрации из модных журналов и жанровые зарисовки XVIII-XIX веков, хроника светской жизни, отрывки из литературных произведений служат важным аккомпанементом для понимания исключительной роли этого атрибута в светской жизни, общественном устройстве, этикете, во время праздника и в банальной повседневности. «Привязанность к вееру дошла до того, что теперь совершенно невозможно обойтись без него: веер нужен во всякое время…» - сообщалось в № 20 периодического издания «Мода. Журнал для светских людей» 1853 года.

Нам удалось собрать и представить на суд публики произведения почти двух сотен лет, самые ранние из которых относятся к середине XVIII столетия – времени безусловного расцвета веерного искусства.

Веер – сложное, многосоставное произведение – плод труда не только художников и граверов, но и резчиков, позолотчиков, вышивальщиц, кружевниц, монтировщиков и многих еще специалистов. Немецкая исследовательница Кристл Каммерль посчитала, что в создании одного веера могло быть задействовано до двадцати четырех человек. Многие веера на нашей выставке демонстрируют подлинно высокое мастерство, богатую фантазию и изощренную изобретательность их создателей.

Представлены веера различных типов, видов, форм: складные веера, огромные и миниатюрные перьевые веера, круглые веера из черепахи и слоновой кости с экраном в форме медальона – называющиеся кокарда, веера пальметт с экраном из отдельных шелковых листьев, каждый из которых автономно прикреплен к пластине и даже трансформирующийся веер-зонт.

Количественный состав вееров примерно соответствует периодам расцвета и потокам производства этих изделий. Волны увлечения этими галантными аксессуарами то затихали, как в годы французской революции и последующего за ними Наполеоновского правления, то нарастали, как в XVIII, большей части XIX и начале XX столетий. К примеру, в 1909 году обозреватель журнала "Дамский мир" писал: "Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету".

Главное желание кураторов - представить веер как сложное произведение искусства, полноценный образ которого можно понять, только погрузившись в эстетику и стиль времени, поняв художественные и технические особенности изготовления, вкусы мастеров и модниц, веяния моды. Автор небольшого очерка о быстротечности и непостоянстве моды в журнале «Молва» 1831 года писал: «Таково могущество моды, что она всякой вещи и всякому обыкновению, даже в существе своем нелепому, придает в глазах наших прелесть и изящество. Хорошо, по крайней мере, что она ослепляет нас только на мгновение и, выставив напоказ какой-нибудь новый предмет обольщения, сама же торопится унизить старый и покрыть его забвением».[1]

Веяния моды сказывались и на сочетании веера с женским платьем. Увидеть согласие аксессуара и костюма стало возможным благодаря дружескому участию в выставке известного историка моды, увлеченного коллекционера Александра Васильева, предоставившего платья из своего собрания.


[1] «Молва, журнал мод и новостей, издаваемом при Телескопе». М., 1831, № 30, с. 64


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений