Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Николай Дубовов. От того до этого. Живопись, арт-объекты. К 65-летию со дня рождения

Автор:  Телятова Екатерина Владимировна

  • Николай Дубовов. От того до этого. Живопись, арт-объекты. К 65-летию со дня рождения
Дата мероприятия:  15.06.2023  —  30.07.2023
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55

Предыдущая персональная выставка Николая Дубовова в Радищевском музее проходила в 2015 году, и она включала в себя живописные работы разных жанров. Нынешняя отличается от неё принципиально. Главная идея экспозиции – представить ретроспективу творчества художника на примере натюрмортов, начиная с 1989 года («Флоксы», «Бархотки и груши») и по сегодняшний день («Старое фото. Куклы 70-х годов»). Органично вписываются в замысел и арт-объекты, что представляют по своему замыслу всё ту же неживую натуру. А для понимания «персонажей» картин в залах разместили посуду, утварь и даже игрушки, увековеченные Николаем Константиновичем в своих картинах.

В творчестве Николая Дубовова городской пейзаж занимает особое место. Художник родился и вырос в Вольске, небольшом городке в Саратовской области, где сплелись строгая каменная классицистическая и модерновая архитектура с плотно обрамляющими местность холмами, меловыми горами и лесами. Возможно, поэтому в его картинах запечатлены виды обоих волжских городов в приглушенной гамме и идеальных погодных условиях. Все, кто давно следит за творчеством живописца, помнят наполненные светом изображения проспекта с видом на консерваторию или пронизывающие своей лиричностью внутренние дворики Саратова. Однако любовь к полузабытым улицам и тенистым уголкам не единственный источник вдохновения в работах автора.

С самого детства Н. Дубовов умел разглядеть красоту в малом или даже разрушенном. Собирал старые вещи, коллекционировал игрушки и бытовые мелочи, для школы расписывал стенгазеты, а для себя зарисовывал предметы. Приободрённый похвалой учителя рисования и труда, он даже собирался поступать в художественное училище, однако родители были за «нормальную профессию». Будущий художник отучился на токаря, и выбор подобной деятельности был не случаен – творческая составляющая и личный интерес – например, возможность вытачивать подсвечники. Окончив обучение, он устроился на завод по специальности, но в скором времени перешёл в художники-оформители. А дальше заказы, проекты, рекомендации и, наконец, исполнение мечты – в 24 года Николай Константинович поступил в Саратовское художественное училище, на живописное отделение к Н.А. Чечневой, А.Ф. Саликову, В.Л. Маслову.

Дубовов зарекомендовал себя как тонкий пейзажист. И в фондах Радищевского музея имеются три работы художника в наиболее привычном жанре. Однако сам того не замечая, начиная с 2000-х годов, живописец всё больше уделяет внимание натюрмортам. Вдохновение от изучения скрытых от туристического глаза переулков постепенно сходит на нет. Как рассказывает сам художник прежней радости от прогулок по старым дворам города почти не осталось, как и наполненности тех мест – многие дома снесли, что-то перестроили на современный лад, не остаётся даже прежних названий улиц. Лишь последние несколько лет, он окончательно решил перейти от изображения привычных дворов и улиц Саратова на историю вещей. Воссоздавая ретроспективу его творчества, прослеживается интересная тенденция: если в ранних картинах он писал в основном цветы и фрукты, то сейчас сосредоточен на предметах, которые собирает с самого детства.

Многое не долговечно, и Николай Константинович знает это как никто другой. Детское увлечение старинными предметами переросло в настоящее хобби. Бывая в доме или в мастерской у художника сложно устоять от разглядывания вещей, находящихся вокруг. На одной полке могут соседствовать шкатулка из бисквита, фарфоровая чайная пара и полиэтиленовая советская кукла. Само пространство квартиры работает как антикварный магазин, но всё уместно, интересно и до боли знакомо. Бабушкины серванты или столовые гарнитуры приобретают здесь иное значение. Имея с детства привычку собирать различные интересные мелочи, живописец обращается к их истории, состоянию и функциональности. Последние два пункта не менее важны, так как Николай Константинович самостоятельно восстанавливает предметы и мебель. Здесь и кроется секрет перехода мышления художника от пространственного к образному. От натуры живой к натуре «мёртвой»[1]. Если раньше художник стремился запечатлеть тот или иной дворик, то сейчас он сосредоточен на деталях из домов его «предыдущих героев». С каждой новой работой будто делает сам себе вызов и достигает удивительной «портретности» недолговечных вещей. Зачастую реставрируя – даря новую жизнь, затем запечатлевая на своих картинах или арт-объектах – увековечивая.

Художник родился в 1957 году в Вольске. Учился в Саратовском художественном училище на живописном отделении (1981-1985). С 1985 года работал в Художественном фонде. С 1986 года участник городских, областных, зональных, всероссийских выставок. Член Союза художников с 1995 года.


[1] Название «натюрморт» происходит от французского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры