Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Образ «Рождество Христово» на перламутровой раковине. Цикл «Неслучайные связи»

Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

  • Образ «Рождество Христово» на перламутровой раковине. Цикл «Неслучайные связи»
05.09.2022  —  03.10.2022

Особое место в коллекции Радищевского музея занимает собрание диковинных для России паломнических реликвий, выполненных в технике миниатюрной резьбы по перламутровым раковинам морских жемчужниц. Эти изысканные духовные сувениры (евлогии – от греч. благословенные) стали поистине символами русского паломнического движения в Святой Земле (Палестине) в XIX – начале XX века.

Как известно, одним из традиционных промыслов Палестины была резьба по перламутровым раковинам, добываемым в теплых водах Красного моря. Различные изделия (иконы, образки, кресты, четки), выполненные из ослепительно белого с тончайшими переливами цвета перламутра, неизменно вызывали восторг и пользовались большим спросом у многочисленных паломников.

Представленная четырехчастная икона «Рождество Христово» являет собой великолепный пример искусной работы палестинских мастеров-резчиков XIX века. Она поступила в музей в 1887 году как дар императора Александра III в числе 50 экспонатов, отобранных из Императорского Эрмитажа для Радищевского музея. Ранее икона принадлежала коллекции Московского Голицынского музея, основанного в 1865 году князем М.А. Голицыным (1804–1860), дипломатом, писателем, знатоком изобразительного искусства.

Икона посвящена одному из важнейших евангельских событий – Рождеству Спасителя. Выбор сюжета мастером неслучаен, поскольку традиционными темами евлогий, резных на перламутре, были евангельские сцены. Ведь Палестина – хранительница истории земной жизни Иисуса Христа. Немногословный текст Евангелия точно и ясно рисует не только лишенную всяких атрибутов величия, но отмеченную почти убогой простотой обстановку чуда рождения Младенца Христа у избранной Господом Девы Марии в пещере неподалеку от Вифлеема.

Главной особенностью иконы является сложная, строго выверенная многофигурная композиция, состоящая из четырех равных клейма. В верхнем ряду: «Поклонение волхвов» (слева) и «Рождество Христово» (справа); в нижнем ряду – «Избиение младенцев» (слева) и «Бегство в Египет» (справа). По замыслу мастера рассматривать икону следует в соответствии с ходом евангельской истории. Важно отметить, что клейма имеют равную величину, тем самым подчеркивается идея равнозначности всех представленных сюжетов Евангелия. Такое оригинальное прочтение евангельского предания выявляет новаторский подход мастера-резчика в изображении истории о Рождестве Христовом.

Великолепие технического исполнения также является отличительной чертой иконы. Следует отметить, что перламутровые раковины – чрезвычайно сложный в обработке природный материал. Поэтому, несомненно, мастер, автор музейной иконы, являлся человеком, в совершенстве владеющим своим ремеслом. С помощью тонкой рельефной резьбы по перламутру резчик умело выявил свободную пластику и объем человеческих фигур, выступающих на разных уровнях над поверхностью полированного гладкого фона. Такой прием придал больший художественный эффект всему произведению.

К сожалению, история не сохранила имени мастера, поскольку за очень редким исключением искусство резьбы по перламутру было анонимным.

Обращает внимание интересная деталь иконы – гравированные надписи на латинском языке: под клеймом «Поклонение волхвов» – «ENTRANTES MAGI» (Пришедшие волхвы) и на ленте в руках ангела в клейме «Рождество Христово» – «GLORIA IN EXCELSIS DEO» (Слава Всевышнему Богу). По наблюдению архимандрита Леонида (Кавелина) (1822–1891), члена, а затем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1863–1865), наряду с представителями различных народностей и ответвлений христианства резьбой по перламутру занимались арабы-католики, изделия которых расходись по всем францисканским монастырям Европы.

Русские паломники также охотно покупали иконы и образки, кресты и крестики из перламутра, не всегда обращая внимание на латинские надписи на них. Поэтому не вызывает удивление тот факт, что подобные произведения могли появляться на территории России. Ибо для русских паломников самым главным было то благословение, которое непосредственно несли в себе палестинские евлогии.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"