Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Живое о живом». Актуальное искусство и природная среда

Автор:  Курилова Наталья Антоновна

Дата мероприятия:  05.06.2014  —  29.06.2014
Открытие:  5 июня в 18.00
Телефон:  26-36-27
Стоимость билета:  50 руб.

5 июня в 18.00 в Радищевском музее открывается выставка «Живое о живом», исследующая взаимоотношения художников Саратова, работающих в области актуального искусства и природной среды. В экспозицию войдут произведения Миши Ле Женя, Александра Гнутова, Дмитрия Богатырева, Дарьи Правды, Сергея Тощёва, группы Soilcult.

Значение природы имеет глобальный характер для искусства этих художников. Подчас они обращаются к ней на всех этапах художественного процесса: от темы до материалов для создания произведения. При этом их искания связаны именно с образами местной окружающей среды (Волга, растительный мир, ландшафт и животные средней полосы). Художники не только касаются существующих экологических проблем, настаивая на том, что современный человек должен осознать зависимость культуры и цивилизации от мира природы, но и относятся к ней, как к разумной духовной субстанции.

В искусстве акциониста Миши Ле Женя можно обнаружить связь с ее различными ипостасями: в его произведениях присутствуют живописные волжские пейзажи; все четыре времени года; солнечная и пасмурная погода; образы животных и природных явлений; игра с физическими законами; а также стихия воды и ее проявления: фонтаны, брызги и Волга как таковая. Говоря о причине обращения к природным образам в своих акциях, художник подчеркивает, что «тут [действует] обычная логика и эстетика контраста. На фоне “натуры” любой ментальный знак, любая деталь, привнесенная из “культуры” приобретают особый смысл и выразительность. Можно сказать, изначально природой является и само человеческое тело. Но в роли выразителя сознания этот “атмосферный объект” на глазах превращается в объект ноосферы»[1]. В работах Ле Женя окружающий мир полон покоя и монументальности, что позволяет говорить о философском восприятии природы и гармоничных отношениях художника с ней.

В произведениях Дмитрия Богатырева природа также часто выступает фоном, но ее образ совершенно иной, нежели у Миши Ле Женя. Благодаря особым ракурсам съемки в фотографиях инсталляций Дмитрия Богатырева, типичные виды берегов Волги или озера Эльтон превращаются в совершенно фантастические инопланетные пейзажи. В творчестве художника можно выявить и другую линию отношения к этой теме. В 2005 году он создает серию фотографий «Надувной заповедник», на которых изображены надувные игрушечные животные, помещенные в природную среду. Она связана с экологическими проблемами: синтетические материалы настолько агрессивно вторгаются в мир живой природы, что последствия становятся уже необратимыми. Художник поясняет: «Сегодня в нашей многовековой природе с облаками, песком, водой, цветами, вдруг появились какие-то надувные игрушки, какие-то лазерные указки, какие-то флюоресцентные диджеи, новая искусственная среда. Для традиционного мира, это конечно, апокалипсис. Но, как известно, “змея кусает свой хвост”, так что эти процессы могут быть началом какой-то совершенно новой цивилизации. Человечество уже выросло в утробе матери-природы, и оставаться там больше невозможно, и поэтому я за эволюцию, за новые формы. Конечно, нас ожидают мучительные трансформации, и, как известно, при родах может погибнуть сама мама, но я надеюсь, что внешняя повитуха следит за тем, чтобы она не погибла».

Также на выставке будут представлены работы Дарьи Правды из проекта «Культунатура» – серии небольших инсталляций, созданных из природных материалов. Художница настолько чутко работает с их пластической выразительностью, что кажется, будто элементы сложились в композицию естественным образом, без человеческого вторжения, а в роли художника выступила сама природа. В то же время «Культунатура» имеет глубокий символический подтекст. Сама форма организации инсталляции сигнализирует о том, что художница воссоздает подобие языческих алтарей, в древности также сооружавшихся из природных материалов. Используя метафорический язык, Дарья Правда обращается к теме культовых архаических эстетик, в которых природа обожествлялась и представала разумным и духовным существом, и исследует «состояние зарождения культуры, когда культ и его наследница культура явились инструментом постижения Натуры».

В творчестве Александра Гнутова наиболее ярко выражено соприкосновение с образами животных. Главными персонажами его графических серий «Обитатели темной комнаты» (2011), «Есть ли жизнь на Волге?» (2011), «Сказка на ночь» (2012), «Земля колдунов» (2012-2013), «Путешествие к мировому древу» (2013) и многих других становятся волки, медведи, лисы, вороны, змеи, коты, хищные птицы и рыбы. По его воспоминаниям, он рисовал животных с детства, однако, в конце 2000-х годов он начинает разрабатывать эту тему концептуально. Художник считает, что «…если мы не одумаемся и не прекратим бездумно убивать все живое вокруг себя, загрязнять окружающую среду, бездарно использовать природные ресурсы, то у нас и наших потомков не будет будущего, нас ждет гибель. …Единственный выход из этого положения я вижу в осознании важности верований и культов наших предков, связанных с обожествлением природы и всего уникального разнообразия её форм и проявлений». Рисуя животных, художник изображает образы славянского тотемического пантеона, обитателей русских народных сказок. Для человека архаической культуры животное-тотем являлся носителем особой силы и защиты. В концептуальной графике Александра Гнутова выражена идея о том, что именно чувственное, эмоционально заряженное природное начало как альтернатива рационализму технократического общества, может дать возможность современному человеку двигаться дальше.

Сложная образная система живописи Сергея Тощева включает в себя изображения, связанные с природным ландшафтом. Персонажи его картин то предстают словно распадающимися от взрыва на части каменными глыбами, то всем своим объемом напоминают монолитность гор. Причем этот вектор его творчества поддерживается не только формой, но и цветовой гаммой: охристый, землистый, сизый становятся любимыми тонами художника. Однако мир живого в произведениях Сергея Тощева не выглядит гармоничным. Через емкие, иногда лиричные, иногда полные тревоги и абсурда, сюжеты сквозит неустойчивости мира и молчаливое, отчужденное настроение.

Группа Soilcult представит саунд-инсталляцию «Черные воды»: этот проект был создан в 2012 году на основе полевых записей звуков природы, проводимых в заповеднике «Черные воды» в Саратовской области. А в день открытия выставки, 5 июня в 18.30, состоится их перформанс «Колодец», посвященный мистическому соприкосновению мира человека и природы: «Во всех культурах родники, источники, колодцы были священными местами очищения и исцеления. Являясь символом связи между стихиями воздуха, воды и земли, колодец мог быть также жертвенным или погребальным сооружением, соединяющим с миром мертвых. В мифах народов мира есть множество сюжетов, указывающих на волшебные свойства воды, выходящей из недр земли. …В своем перформансе с помощью звука и образа мы хотим отправиться с вами по ту сторону колодца, и глазом воды взглянуть на мир из холодных и темных глубин земли».



[1] Бард М. Миша Ле Жень: ПАРИ Ж! Диалог с художником от Маргариты Бард // Тектоника-Плюс. Саратов, 2008. №1. С. 55.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"