Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Петербургские витражи»

Автор: 
По материалам статьи Елены Афанасьевны Власовой, искусствоведа, старшего научного сотрудника Музея художественного стекла ЕОДМ
Дата мероприятия:  25.04.2014  —  29.06.2014
Открытие:  25 апреля в 17.00. Вход по пригласительным билетам
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 50 до 100 руб.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева совместно с Елагиноостровским дворцом-музеем (г. Санкт-Петербург) представляет уникальную выставку «Петербургские витражи».

Состав выставки – 114 витражей конца XX – начала XXI века из коллекций Санкт-Петербургского Елагиноостровского дворца-музея, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

В связи со сложностями при монтаже и демонтаже экспонаты редко покидают хранение, что ещё больше повышает ценность выставки. Экспонаты в таком составе были представлены в 2013 году в Елагиноостровском дворце-музее, – в настоящее время выставку может увидеть саратовский зритель.

Выставка рассказывает о современной петербургской школе витража, которая представлена традициями двух высших учебных заведений города - Художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица и Академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Эти две школы дополняют друг друга и в своем единстве представляют разноликую традицию петербургского витража. Ведущие петербургские художники, как правило, выпускники Академии художеств и Академии им. А.Л. Штиглица, демонстрируют в своих авторских работах богатую палитру современного витража, разнообразием стилей и сюжетов, техник исполнения и колористических решений. Представляют свои произведения Н.Гончарова, В. Лебедев, А. Яковлев, Е. Панкратова, Е. Быстров, Е. Дутова, Н. Энтелис, И. Борисов, Е. Иванова, С. Мурашкевич, И. Суворова, В. Маковецкий, Е. Лаврищева, О. Ильина, Р. Бирюкова, П. Бирюков и другие петербургские художники.

Исполнению витражей в материале предваряет выполнение проектных рисунков, картонов и графических листов в натуральную величину. На выставке впервые будут представлены картоны, выполненные для общественных интерьеров, храмов и частных домов Санкт-Петербурга. В их числе - картон А. Натаревича для витражного плафона в центре «Олимпия», картоны, выполненные для реставрации витражей Англиканской церкви, Знаменской церкви в Пушкине (творческая мастерская С. Хвалова и Н. Гончаровой), картоны для оформления станций Санкт-Петербургского метрополитена, картоны А. Яковлева для храмовых витражей и работы других мастеров. Специально подготовленный для выставки фильм расскажет об истории витража в Петербурге, процессе его создания, особенностях современной петербургской школы.

Петербургские витражи являются золотым фондом культурного наследия города. Наиболее ранние из них появились в XVIII веке и связаны с западноевропейской традицией. В районах Петербурга, там, где находились поселения немцев, англичан, шведов и других иностранцев, строивших Петербург, возводились церкви, в которых при оформлении пространства использовались витражи. Это были католические и лютеранские храмы.

К началу XIX века мода на готическое искусство привела к тому, что во дворцах, богатых особняках Петербурга и его пригородов интерьеры начали активно отделываться с использованием цветных, расписных стекол.

Первая мировая война, затем революция надолго остановили развитие витража. Почти до 1950-х годов его относили к буржуазному виду искусства, не имеющему национальных корней и традиций.

Постепенно с конца 1960-х годов витраж начинает возвращаться в советскую культуру. Как правило, создаются значительные монументальные композиции, тематически связанные с революционными, военно-патриотическими и спортивными сюжетами. Тема нового героя, нового образа жизни утверждается в искусстве. В конце 1970-х, в 1980-е годы в Петербурге появились мастера, которые внесли свое личностное отношение к выбору тем и специфике решения художественных образов. К таковым относятся Ю. Пацкан, Н. Подлесов, Ю. Билибин.

Время перестройки вновь повернуло жизнь страны в новое русло. За прошедшие десятилетия с 1991 года на постсоветском пространстве начал формироваться зажиточный и средний класс. Сегодня, как и в дореволюционный период, основными заказчиками витражей являются русская православная церковь и частные лица. К одному из крупнейших витражных объектов, выполненных в данный период, можно отнести плафон на тему «Морские фантазии Петербурга» диаметром 50 метров многофункционального комплекса «Олимпия», созданный А. Натаревичем. Мощное, художественно-выразительное, технически блистательно исполненное произведение монументального искусства.

Цель выставки - показ истории петербургского витража, его значимости как вида монументального искусства, возможностей современного развития.


ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВИТРАЖИ

Искусствовед, старший научный сотрудник

Музея художественного стекла ЕОДМ

Елена Афанасьевна Власова

Благодарим художника,

историка Евгения Иванова

за предоставленные исторические материалы

Петербургские витражи являются золотым фондом культурного наследия нашего города. Наиболее ранние из них появились в XVIII веке и связаны с западноевропейской традицией. В районах Петербурга, там, где находились поселения немцев, англичан, шведов и других иностранцев, строивших Петербург, возводились церкви, в которых при оформлении пространства использовались витражи. Это были католические и лютеранские храмы.

К началу XIX века мода на готическое искусство привела к тому, что во дворцах, богатых особняках Петербурга и его пригородов интерьеры начали активно отделываться с использованием цветных, расписных стекол. Одним из самых значимых событий для развития витражного искусства в России было установление в алтаре Исаакиевского собора в 1847 году витража общей площадью 27,5 кв. м с изображением образа Воскресшего Христа. В имперской столице, в православном храме впервые в таком масштабе использовался витраж. Изготовленный в Мюнхене, он, как и многие витражи рубежа ХVIII-ХIХ веков, делался за границей.

Популярность витражей росла, и к концу XIX - началу XX века, как в Петербурге, так и для Петербурга работало значительное количество фирм, частных мастерских. Среди русских мастеров стоит в первую очередь отметить

В. Сверчкова, специализировавшегося на расписных витражах с изображением гербов знатных родов. Последующими наиболее крупными были производства

М. и А. Франков, Ф. Цеттлера, рижская мастерская Э. Тодэ. Общественные учреждения, банки, всевозможные Общества, частные гостиные украшались пышными в духе неоготики и историзма витражами. Развитие промышленности, рост городской застройки породили такое явление, как доходные дома. В Петербурге стало модным и для удорожания сдаваемой внаем квартиры, и для общей эстетической привлекательности дома в стиле модерн широкое использование витражей в оконных проемах. Они были различными по исполнению: фацетированными, гравированными, с росписью и просто модульного геометрического набора цветных стекол. Красота и разнообразие интерьерных и экстерьерных витражей сделала Петербург центром данного вида искусства.

Первая мировая война, затем революция надолго остановили развитие витража. Почти до 1950-х годов его относили к буржуазному виду искусства, не имеющему национальных корней и традиций.

Постепенно с конца 1960-х годов витраж начинает возвращаться в советскую культуру. Как правило, создаются значительные монументальные композиции, тематически связанные с революционными, военно-патриотическими и спортивными сюжетами. Тема нового героя, нового образа жизни утверждается в искусстве. В конце 1970-х, в 1980-е годы в Петербурге появились мастера, которые внесли свое личностное отношение к выбору тем и специфике решения художественных образов. К таковым относятся Ю. Пацкан, Н. Подлесов, Ю. Билибин.

Время перестройки вновь повернуло жизнь страны в новое русло. За прошедшие десятилетия с 1991 года на постсоветском пространстве начал формироваться зажиточный и средний класс. Сегодня, как и в дореволюционный период, основными заказчиками витражей являются русская православная церковь и частные лица. К одному из крупнейших витражных объектов, выполненных в данный период, можно отнести плафон на тему «Морские фантазии Петербурга» диаметром 50 метров многофункционального комплекса «Олимпия», созданный А.Натаревичем. Мощное, художественно-выразительное, технически блистательно исполненное произведение монументального искусства.

Среди общественных интерьеров особую роль играют станции петербургского Метрополитена. Слава культурной столицы подтверждается художественным решением данных многолюдных пространств. Еще в советское время по проекту А. Королева выполнен литой витраж для вестибюля станции «Гостиный двор». Сегодня в этом направлении трудятся художники С. Хвалов, Е. Быстров, А. Гордин, создавшие оформление станций «Парнас», «Адмиралтейская», «Волковская», «Обводный канал».

Активнейшим образом ведутся реставрационные работы прежде всего в храмах и соборах нашего города. Одним из ярчайших событий последних лет явилось возвращение в национальную историю имени выдающегося архитектора В.Косякова. По его проектам были построены Кронштадтский Морской собор, церковь иконы Казанской Божией Матери в Новодевичьем монастыре и др. Благодаря работе бригады художников под руководством А.Яковлева, восстановлены и созданы вновь витражи в Кронштадском соборе, а мастерской Н. Южаковой, художником И .Родионовой - в церкви иконы Казанской Божией Матери.

Почти всю свою жизнь посвятил изучению и реставрации памятников культуры художник, историк петербургских витражей Е. Иванов. Он принимал деятельное участие в реставрации витражей в Исаакиевском соборе, в особняке Сан-Галли, в здании Общества поощрения художеств и т.д.

Весомую роль в сохранении культурного наследия играет витражная реставрационная мастерская Государственного Эрмитажа под руководством Е.Крыловой. Е.Крыловой и ее сотрудниками В. Лебедевым, Е. Дутовой восстановлена часть готических витражей XIV века из церкви Мариенкирхе, впоследствии по реституции возвращенные Германии, ведутся работы по изучению и восстановлению богатой западноевропейской витражной коллекции Эрмитажа. Начата реставрация витражей церкви Петеркирхе на Невском проспекте.

Витраж всегда был украшением интерьера, и сегодня традиция оформлять функционально различные зоны жилого комплекса особыми по сюжетам, рисунку, колористике цветными стеклами привлекает внимание частных заказчиков. Художниками Петербурга создаются интересные по стилистическому и образному решению настенные витражные панно, потолочные световые плафоны, камерные экраны и т.д. Можно назвать имена таких авторов как Ю. Манелис, Н. Гончарова, Н. Энтелис, Е. Панкратова и т.д.

На нынешнем этапе развития мы видим все более возрастающий интерес общества к искусству петербургского витража, возрождению его художественных традиций. Две художественные школы учат этому. С конца XIX века училище, а ныне СПбВХПА им. барона А.Л. Штиглица воспитывает на кафедре художественной керамики и стекла будущих специалистов в области создания классического витража. Почти все, кто работает сейчас в Петербурге в данном виде искусства, выпускники этой кафедры. Несколько лет назад в Институте живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на кафедре монументального искусства был введен курс по искусству витража. Цель и задача его - создание современных масштабных общественно значимых городских объектов, в стилистике, соответствующей духу времени.

Цель нашей выставки - показ истории петербургского витража, его значимости как вида монументального искусства, возможностей современного развития.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"