Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Русь уходящая» Виды старинных городов в гравюрах Ивана Павлова из книжного фонда Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Дата мероприятия:  06.03.2018  —  06.05.2018
Телефон:  (8453) 44 03 75

Выставка, открывшаяся в Балаковской картинной галерее 6 марта 2018 года, познакомит зрителей с видами старой Москвы и провинциальных российских городов начала XX века. В экспозицию вошли серии гравюр из альбомов «Старая Москва» (1924), «Уходящая Русь» (1914), «Уходящая Москва» (1919) и другие редкие иллюстрированные издания с изображениями архитектурных памятников старины.

«Здесь мало увидеть,/ Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью/ Наполнилось сердце!..»

Николай Рыленков

Певцом родного Отечества по праву можно назвать талантливого гравера, непревзойденного мастера ксилографии и линогравюры Ивана Николаевича Павлова (1872-1951). Изображая в гравюрах неповторимые уголки старой Москвы и провинциальных российских городов, он показал настоящую красоту, простую и скромную, которую мало кто замечает, и сохранил для потомков архитектурное наследие прошлого. Благодаря своей наблюдательности, врожденному чувству прекрасного и большому трудолюбию, он создал множество невероятных по своей красоте архитектурных пейзажей. Именно эти сюжеты, возникшие после его прогулок по Москве и поездок по древним русским городам, составили основу его творчества.

Яркие впечатления о красивейших местах России Иван Павлов не только запечатлел в гравюрах, но и описал в книге «Жизнь русского гравера». Строки, написанные им после посещения в 1899 году Пскова и последующих путешествий по волжским городам, передают всю глубину его мироощущения: «Величественные каменные стены псковского кремля, башни, колокольни, церкви и соборы врезались мне в память с необычайной силой. В моей душе загорелось чувство восторга от поэтической прелести архитектурного пейзажа и старины, так глубоко меня волновавших», «…природа потянула меня на свои просторы, я по-особенному остро почувствовал ее запахи и краски и отдался ее красотам со всей своей силой творческого волнения».

Пройдя нелегкий творческий путь от ремесленника до самостоятельного художника-гравера и преподавателя Строгановского художественно-промышленного училища (1907—1914), Свободных художественных мастерских — (Вхутемас (1917—1922)), Иван Павлов достиг высоких вершин в области гравировального искусства. Большую роль в становлении его как мастера резца сыграли частные уроки у знаменитого гравера В.В. Матэ, учеба в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также многолетний опыт работы в издательствах А.Ф. Маркса, И. Д. Сытина, А.Д. Ступина.

В 1880-е-1890-е годы, в золотой век журнальной иллюстрации, он создал великое множество ксилографий для российских журналов «Нива», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Родина», «Север» и книжных изданий.

Многогранный талант Павлова проявился в создании репродукционных и станковых гравюр, журнальных и книжных иллюстраций, экслибрисов, исполненных в технике ксилографии, и линогравюры. Обнаружив замечательные свойства линолеума, гибкого и удобного для гравирования материала, он первым в России стал использовать его для многотиражной печати и извлекал из него «тончайшую музыкальную игру линий». С появлением фотомеханических способов воспроизведения репродукций, когда труд ксилографа перестал быть востребованным, Павлов остался верен своей профессии и увлекся авторской гравюрой.

Переход к станковой художественной гравюре совпал с его возвращением после 12 лет петербургской жизни в город его детства Москву и путешествиями по Волге, Каме, Оке, обогатившими его художественный опыт и повлиявшими на его дальнейшее творчество.

Гравер восторженно вспоминал, насколько поразили его древние памятники Ростова Великого и Рязани; утопающие в зелени живописные города Кострома, Плес, Таруса и Васильсурск. Он был очарован тишиной и «картинностью» Касимова и Торжка, провинциальных городов с «двух и трехэтажными ампирными домиками»; а также множеством российских сел, «удивительных по пейзажному уюту».

Все увиденные им старинные архитектурные памятники и живописные уголки нашли свое отражение в его пейзажных рисунках, ксилографиях и линогравюрах.

С 1914 по 1920 годы одним из первых в России Иван Павлов выпустил целую серию гравированных альбомов: «Уходящая Русь», «Старая провинция», «Останкино», «Уходящая Москва», «Пейзажи в цветных гравюрах на дереве», «Старая Москва», «Московские дворики», «Уголки Москвы». Эти иллюстрированные издания имеют большое историко-культурное значение и служат художественными документами, по которым можно изучать архитектурное прошлое нашей страны.

Несколько таких библиографических редкостей, хранящихся в музейной библиотеке Радищевского музея, впервые экспонируются на выставке. Представленные серии гравюр из большеформатного московского издания Ю.И. Лепковского «Уходящая Русь» (1914); линогравюры «Грибной рынок», «Двор церкви Марона» и другие листы из альбомов «Уходящая Москва» и «Пейзаж в автогравюрах Ивана Павлова», выпущенных Товариществом И.Д. Сытина в 1919 году, знакомят зрителей с архитектурными памятниками и тихими уголками старой Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Коломны, Ростова Великого и многих других российских городов.

Много раз издававшийся альбом «Уходящая Москва» пользовался огромной популярностью с момента появления первого выпуска в 1909 году. Гравюры этого альбома неоднократно экспонировались на международных и российских выставках, несколько листов приобрел Румянцевский музей, где, в дальнейшем, образовалась значительная коллекция ксилографий и линогравюр И.Н. Павлова. Каталог этого собрания, украшенный оригинальными гравюрами, также вошел в экспозицию выставки.

Расположенные в витринах книги первой половины XX века представляют Павлова как иллюстратора с тонким художественным вкусом. Созданные им сюжетные буквицы, виньетки, заставки и концовки, составляющие единое целое со страницами текстов, также содержат миниатюрные архитектурные пейзажи.

Те же мотивы талантливый гравер использовал и в многочисленных экслибрисах, изобразив любимые им уголки подмосковных усадеб (Архангельское, Суханово, Быково), виды старой Москвы и провинциальных городов.

Предлагаемые вниманию зрителей виды старинных памятников архитектуры, очаровательные пейзажи, исполненные замечательным мастером Иваном Павловым в самых разных гравировальных техниках и форматах, позволят представить былой облик изменившейся России, всю прелесть «застенчивой русской природы» и ощутить неповторимую атмосферу ушедшего времени.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры