Русский авангард: столицы и провинция. Из цикла «Графический альбом Радищевского музея»
Автор: | Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе |
В первые десятилетия ХХ века на художественной арене появляются мастера с мощным голосом, не боящиеся острых углов и диссонансов. И в искусство графики художники-экспериментаторы привносят экспрессивный язык, смелые выразительные средства.
Представленные на выставке графические работы продолжают заявленную в живописной экспозиции тему диалога столичных авангардных течений и саратовских «левых» поисков.
Наряду с московским «Бубновым валетом» ещё одной версией раннего русского авангарда стал петербургский «Союз молодёжи», вобравший в себя многих мастеров и разные новаторские тенденции – от постимпрессионизма до беспредметничества. В этот спектр попадают пронзительно-яркие, декоративные пейзажи одного из создателей «Союза» Иосифа Школьника. Круг «столичных» художников также представлен Борисом Григорьевым – выдающимся мастером, соприкоснувшимся с «искусством будущего». В мощной зарисовке вида «Бретани» (1917) и, особенно, гротескно-выразительном листе из программного цикла «Расея» (1917) раскрываются близкие к авангардным открытиям приёмы остро-индивидуальной графической манеры этого «парадоксального русака, возросшего на парижских бульварах».
К бесспорным шедеврам саратовской коллекции может быть отнесён рисунок Марка Шагала «Раненый солдат (На носилках)» (1914) из серии, посвящённой жертвам войны, которая застала художника в родном Витебске. Вся серия – это пронзительно-беспристрастный документ о её жестокости и бесчувствии. Драматический эффект, создаваемый уже самим сюжетом, усиливается сочетанием контрастных туши и белил, заострённости штриховки пером и текучести пятен, нанесённых кистью.
Творчество Владимира Татлина – автора легендарного проекта «Башни» (памятника III Интернационалу) – представлено акварелью «Моряк и китаец» – программной работой, участвовавшей в нашумевших футуристических выставках 1910-х годов («Ослиный хвост», «0,10», «Магазин»). Она создана по впечатлениям, хорошо знакомым художнику, – пропитанная обыденностью жизнь матросов, торговцев, рыбаков портовой Одессы. Важнее и увлекательнее самого сюжета, отражённого в нескольких вариантах названия («К открытию навигации», «Продавец флотских форм», «Продавец сукна») оказывается абсолютно индивидуальный художественный почерк, одновременно простой, «примитивный», и сложно-изощрённый.
Выставка «Магазин» (1916), организованная Татлиным, стала футуристическим дебютом для Валентина Юстицкого. От того бурного времени сохранились две серии его гуашей, названных условно «Костюмы и маски» и «Рыбаки». Глубокое увлечение автора искусством авангарда, раскрывается в фовистской пронзительности цвета и примитивистской пластике запоминающихся образов-знаков. Художник, начавший выставляться в Москве в кругу ниспровергателей «старого» искусства, спустя два года был командирован в Саратов для участия в создании искусства «нового». К саратовскому периоду относятся его экспрессивные гуаши из серии 1928–1929 годов.
Саратовский авангард начал формироваться с первых послереволюционных лет. Мощный импульс был задан несколькими художниками, оказавшимися здесь вскоре после «октябрьских» событий. Один из них – Давид Загоскин, проживший в городе на Волге менее пяти лет, – представлен единичными сохранившимися композициями именно этого периода. Его линогравюра «Интерьер» (1922) с мощной компоновкой, ритмизованными контрастами чёрного и белого и грубоватой фактурой сопровождена примечательной дарственной надписью автора Юстицкому. «Уроки» авангарда, который стал не только искусством, но и образом жизни, преподавались в саратовских Свободных художественных мастерских, позднее преобразованных в Саратовское художественное училище. Их впитали ученик Юстицкого Евгений Егоров, создавший в середине 1920-х хлёсткую серию работ о местном НЭПе с экспрессивными гротесковыми образами, и Игорь Ершов («Автопортрет»,1926), сумевшие на резко изменившемся художественном фоне рубежа 1920–1930-х ухватить вектор авангардных поисков.
Выставка включает произведения из фондов музея, выполненные в различных оригинальных и печатных техниках. Многое, в том числе большинство шедевров музейного авангарда, было передано в коллекцию ещё в конце 1910-х–1920-е годы из структур Наркомпроса, из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музейного фонда. Другие экспонаты поступили в 1970–1980-е годы от самих авторов или, чаще, от их наследников, а также коллекционеров. Лучшие работы много раз участвовали в престижных российских и международных выставках авангардного искусства.