Облачения старообрядческих священников и богослужебные предметы из тканей на выставке «Черемшан. Возвращение» в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина

Автор: 
Анашкина Елена Эдуардовна

Для совершения богослужения священники облачаются в особые одежды. Специальное облачение для священнослужителей было введено ещё в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и в Иерусалимский храм для совершения богослужения без особых риз, которые должны были сниматься при выходе из храма. Одежда священника – это кладезь символов. Например, стихарь – длинная прямая одежда с широкими рукавами, надеваемая поверх рясы под ризу, знаменует божественную сущность Христа и чистоту души, которую должны иметь лица священного сана, а фелонь (или риза) – длинная широкая одежда без рукавов, символизирует человеческую сущность, плоть Христову, а также багряницу, в которую облекали Спасителя воины во время Его страданий. Епитрахиль – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, означает благодать, подаваемую священнику для совершения Таинств, а также веревку, которой был связан Спаситель во время пути на страдания. Три пары крестов, нашитых на епитрахиле, и крест в верхней части означают семь Таинств церковных. Седьмой крест (в верхней части) символизирует также ответственность служения Христу. По́ручи – узкие нарукавники с вышитым или нашитым крестом, напоминают священнослужителям, что они совершают Таинства не собственными силами, а силою и благодатью Божией.

На выставке «Черемшан. Возвращение» экспонируются элементы облачения священников и богослужебные предметы из тканей из ризницы Саратовской Успенской старообрядческой общины и коллекции иерея Вадима (Коровина). Большинство из них датировано концом XIX – началом XX века.

В частности, представлен стихарь, сшитый по образцу древнерусских епископских стихарей из полосатого шелка, предположительно, на Черемшане в середине XIX века и принадлежавший, саратовскому епископу Афанасию (Кулибину, 1803-1865).

На выставке экспонируется набор облачения иерея, состоящий из стихаря, по́ручей, епитрахи́ля, ле́стовки и фело́ня. Отдельно представлен фелонь XIX века из рытого бархата коричневого цвета с растительным орнаментом. Оплечье и подол обшиты парчовым золотистым галуном. Из такого же галуна выполнены крест и «камень», который вместо восьмиконечной звезды нашивается именно на ризах старообрядческих священников. Впереди оплечье прикрепляется к средней части пятью золотистыми пуговицами – это традиционный элемент, сохраненный старообрядцами из древних облачений.

Особое внимание на выставке притягивают священнические пояса – принадлежность богослужебного облачения иерея и архиерея, представляющая собой ленту, препоясывающую тело поверх стихаря и епитрахиля. Древнерусские и послераскольные старообрядческие богослужебные пояса украшены 4 «источниками» - свободно свисающими лентами. Пояс, туго охватывающий тело священника, символизирует Ветхий Завет – строгость закона, а свободно свисающие источники – Новый Завет, 4 Евангелия, которые принесли людям истинную духовную свободу во Христе, четырёхконечный крест на поясе означает ветхозаветные пророчества о Христе, а 12 восьмиконечных крестов на источниках – новозаветную проповедь 12 апостолов Христовых. Один из священнических поясов, представленных на выставке, выткан на морозовской мануфактуре – предприятии, принадлежавшем древнему русскому старообрядческому роду.

Значительную художественную и историческую ценность представляют собой экспонируемые на выставке кресты и «камни» с одежд священников и епископов, шитые серебряными нитями литым швом и техникой «в прикреп». Они датированы концом XIX – началом XX века. Выполнялись такие элементы украшений чаще всего в монастырях, где сохранялись навыки традиционной русской вышивки.

Облачения священнослужителей с древнейших времен украшались нашивными украшениями, миниатюрными металлическими вставками, так называемыми дробницами. В собрании отца Вадима Коровина представлены многообразные дробницы, начиная с домонгольского периода. Выделяются украшения XI-XIII вв.: две серебряные с золочением дробницы в технике перегородчатой эмали, а также достаточно крупная округлая дробница с изображением «Богородицы Знамение» с омофора или саккоса епископа, выполненная гравировкой на пластине из медного сплава с золотой наводкой.

Непременным атрибутом старообрядческого богослужения является ле́стовка (ле́ствица), которую молящийся должен держать в левой руке. Так называется древняя разновидность чёток из кожи или материи. Применение лестовки, или «вервицы», относится ещё к первым векам христианства. Преподобный Пахомий Великий, основатель иноческого жития в монастырях Фиваидской пустыни, в Египте, желая приучить к непрестанной молитве своих учеников, не знающих грамоты, ввёл для них молитву по «вервице». Перебирая лестовку, молящийся мысленно восходит по лествице (лестнице) добродетели. Лестовка одновременно символизирует собой и лествицу духовного восхождения на небо, и замкнутый образ вечной молитвы.

Лестовка состоит из валиков («бобочков»), сплетённых в ленту («корешок»), концы которой соединены четырьмя треугольными, сшитыми попарно «лопастками». Кроме подсобного значения при молитве (для подсчёта количества поклонов или молитв), лестовка имеет огромное символическое значение, являясь наглядным Символом веры христианства. Четыре лопастка означают четырёх евангелистов. Внутри лопастков, на шнурке, связующем концы лестовки, надеты семь маленьких кружков («передвижек»), обозначающих семь церковных таинств. Ремешок тремя большими ступенями-валиками (бобо́чками) разделён на четыре части: 17 валиков, 33, 40 и 12. Имеются ещё 6 валиков (по три на каждой стороне перед лопастками). Все эти цифры выбраны не произвольно, но также имеют особое значение: 17 означает 17 пророков, бывших до Христа, 33 — срок земной жизни Спасителя, 40 (38 малых плюс два больших) — Его сорокадневный пост в пустыне (по другому толкованию — 38 недель Богородица во чреве Христа носила), 12 — в память о 12 апостолах, 3 больших — в ознаменование Живоначальной Троицы, 6 отдельных вместе с 3 большими — в честь 9 чинов ангельских. Всего на лестовке должно быть 100 малых и 9 больших валиков. В экспозиции выставки представлены как повседневные лестовки, изготовленные из обычной кожи и ткани, так и праздничные, сделанные из более дорогих материалов — особым образом выделанной кожи, бархата, парчи и украшенные золотным шитьём, стеклярусом, богатой тесьмой. Все они также датированы концом XIX – началом XX века.

Богослужебные предметы из тканей представлены на выставке старинным покровцом, предназначавшимся для покрывания священных сосудов – потира или дискоса – во время литургии. Он изготовлен из набивного розового шёлка с растительным орнаментом, обшит бахромой из серебряной нити. В центре покровца – Голгофский крест из серебристого галуна.

В Государственном архиве Саратовской области хранятся документы судебного процесса 1865-1871 гг. по делу о черемшанских «лжемонахах», организаторах старообрядческого скита. Для властей прямым доказательством существования скита служила бывшая на его насельниках «одежда, присвоенная лицам духовного звания». Поэтому в этих судебных материалах подробнейше описывается одеяние иеромонаха и иноков: «На Серапионе Игнатьеве – подрясник (точнее – стихарь) из тёмной цветной материи, обложен золочёным позументом; бархатная малинового цвета с таковым же позументом и с золочёными пуговицами епитрахиль, на оной, во всё протяжение, шёлковый пояс с крючками и четырьмя широкими лентами. Из коих на двух золочёные кисти. Под подрясником коричневого цвета люстриновое полукафтанье, на голове чёрная камилавка в виде скуфьи и чёрный люстриновый кафтырь, кожаные чётки. На иноке же Куприяне – чёрная, с красною по краям оторочкою, мантия. Камилавка и кафтырь такие же, как у Серапиона, и кожаные чётки…».

Люди, составлявшие эти документы, конечно, не могли себе представить, что их описи станут ценнейшими историческими свидетельствами того, в каких условиях и ценой каких усилий сохранялись многие памятники церковной старины. Отрадно, что в современных условиях старообрядчество имеет возможность поделиться с соотечественниками своими духовными и культурными богатствами.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений