Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Между прошлым и будущим…

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Выставка «Черемшан. Возвращение», открытая в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина, не только о прошлом, но и о настоящем Черемшан. Здесь представлены картины художников с пейзажами Черемшан или изображениями старообрядческих храмов Хвалынска и Балаково, написанными во время хвалынских пленэров или фестивалей «Этюды на родине К.С. Петрова-Водкина». Многих, «взыскующих духа», художников притягивали эти места своим патриархальным прошлым, зов которого улавливается в черемшанской тишине.

На примере творчества уроженца Хвалынска Сергея Георгиевича Серова (1948-2014) можно видеть, как архетип Земли в сознании художника вытесняется архетипом Неба. Неслучайно одна из лучших картин С.Г. Серова называется «Возвращение», именно она дала название всей выставки и стала в каком-то смысле пророческой. Художник написал её в 2009 году после посещения Черемшан старообрядческим митрополитом Корнилием, освятившим поклонные кресты на месте бывшего женского монастыря и на старообрядческом кладбище. Это картина о возрождении русской духовности, о нерушимости вечных оснований. Спустя семь лет после написания картины храмовое здание монастыря было возвращено монахам. Художник обратиться к личности Корнилия ещё раз в 2013 году, изобразив освящение фундамента старообрядческой церкви, строящейся в Балаково.

В конце 1990-х Сергей Георгиевич постепенно уходит от острой политической сатиры на «перестроечные» увлечения обществом демократией и либерализмом и в его работах появляется сверхчувственный «ангелический» мир. На выставке представлены его работы «К осени» (2012), «Осенний отдых» (2013), где изображение ангела, бродящего по осеннему лесу возле часовни у родника или сидящего на крылечке старого монастырского дома, выводит сюжеты картин за рамки реального в ирреальность, временного - в вечное. Монастырских зданий, изображённых Серовым на картинах «Черемшаны. Дача № 9» (2006), «Осенний отдых» (2013), уже, к сожалению, нет или они изменились до неузнаваемости, эти работы имеют теперь не только художественную, но и историческую ценность.

«Хвалынский реквием» (2014) - картина Сергея Зюкова посвящена памяти Сергея Серова. В ней есть узнаваемые реплики из его картин – трубящие в трубы ангелы и архангелы, летящие над землёй. И несмотря на преобладание земных красок – золотисто-жёлтых, светло-зелёных, в этом «Реквиеме» зритель видит не отсветы Неба на земле, как это часто бывало в картинах самого Серова, а претворение земли в Небо вместе с рано ушедшим в иной мир художником.

«В голубой раствор погружён земной простор» в работах балаковского художника Сергея Маринкина «Единство» (2007), «Девушка с цветком» (2009). Этот голубой цвет и создаёт лёгкий переход от повседневности к «иным началам», сообщает безвесие земным телам. Художник освобождается от туманной многофигурной загадочности прежних работ, кои ещё просматриваются в «Ангеле надежды» (2000), и идёт к минимализму и чистоте в цвете и форме, пытаясь, не прибегая к аллегориям, передать связь конечного с бесконечным только художественным языком.

Тремя работами представлен на выставке балаковский художник В.Д. Кузнецов (1949–1994). Задолго до разговоров о возвращении к истокам, о переориентации творчества с цивилизационной горизонтали на духовную вертикаль, он написал несколько картин, связанных с историей Балаково и старообрядчества. Здесь и огнепальный «Протопоп Аввакум» (начало 1990-х) и «Переселенцы» (1989), бежавшие от «никоновых новин» в 17 веке на окраины государства, сохранившие предания и обряды Святой Руси. Многие из потомков этих переселенцев стали в 19 веке купцами-хлеботорговцами, построившими на речке Балаковке хлебные амбары, а по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля – церковь Живоначальной Троицы. Небольшой эскиз диорамы В. Кузнецова «Хлебные амбары на речке Балаковке» – о них. Валерий писал в записной книжке: «Нужно в искусстве петь своим голосом. Самое мучительное – найти свой голос». Его жизнь трагически оборвалась в 45 лет, именно в то время, когда голос этот им был найден. Он умело режиссировал свои художественные образы, один из немногих писал сюжетные картины. Его цветовая гамма всегда необычайно активна и построена на цветовых контрастах, как в «Переселенцах».

Цвет главенствует и в работах балаковского художника Владимира Мостового. Круто замешенный в картине «Ангел пролетел» (2000), он делает весомым даже небесного ангела, летящего над хвалынской землёй, и теряющего перо, как след своего присутствия в земных делах, отражением которых является «Древо любви» – картина того же года, как будто созданная в пандан предыдущей. В его картине «На берегу. Черемшаны» (2007) цвет приглушен, сумеречен, вносит мистический модус в изображение группы людей на берегу пруда.

Художник из Петербурга Игорь Клюшкин передал в дар будущему музею на Черемшане три работы, с изображением хвалынских домов («Голубой дом в Хвалынске» 2017, «Дом в Хвалынске» 2017) и женского старообрядческого Введенского монастыря на Черемшане. Художник работает в стиле примитивизма, сознательно упрощая и обобщая форму. В этом бегстве художника к «незамутнённым» буржуазностью пластам культуры видится стремление обрести целостность, эмоциональную ясность, одним словом, начать сначала, что тоже говорит о тоске по забытой чистоте и подлинности.

Саратовские художники С.С. Лопухова («Робкий рассвет» 2016, «В Черемшанах» 2016) и Г.А. Маскаев («Осенний Хвалынск». 2014, «Над Волгой широкой». 2014) – постоянные лица хвалынских пленэров, видят эту землю в ярком осеннем убранстве или нежных красках зарождающегося летнего дня. Они исповедуют живописно-пластический реализм, присущий многим представителям хвалынских пленэров. Основу таких работ определяет не рисунок, а цветовые перетекания, соотношения холодных и тёплых цветов. Можно сказать, что цвет у них выступает и как рисунок и форма, и как содержание полотна. Некоторое упрощение формы и структурализация живописной манеры у этих художников никогда не переступает границ натурного видения. Среда человеческого обитания в работах С.С. Лопуховой окрашена камерным чувством. В пейзажах Г.А. Маскаева цвет вибрирует, меняет свою цветосилу, растворяется в сложных тоновых нюансах.

Личностное отношение к пейзажу характерно также и для балаковской художницы О.Н. Ежковой. Структура её живописи с обобщенной лепкой объёмов, с широким мазком, как в этюде «Хвалынская церковь на фоне осеннего неба» (2014), направлена на экспрессивное, эмоциональное содержание или на камерное звучание, как в этюде «Хвалынский мотив» (2014). Сложно разрабатывает пространство в этюде «Хвалынский берег» (2014) С.В. Ежков. Художник передает влажность воздуха еле уловимыми вариациями тона. Тонкой разработки тональных и цветовых отношений Ежков добился и в других этюдах: «Осень Вольск» (2012) и «На улице Московской» (2012). Здесь он делает акцент на воздушной среде, которая обволакивает предметы, и в её цветовое состояние вплавляется весь пейзаж.

В пастелях И.В. Немовой «Восход» (2016) и «На рассвете. Хвалынск» (2016) передана жизнь тихих переулков и улиц провинции, органически продолжающих природный ландшафт.

Натурным работам И. Золотухина присуща материальность, предметность и историческая глубина, прошлое укоренено в настоящем: светится и теплится в обликах зданий, как в картине «Дом купца Мальцева» (2009) или этюде «Церковь Пресвятой Богородицы в Балаково» (2013). Живописные формы вылеплены динамичными, мужественными мазками, в движении которых, кстати сказать, нет ничего артистически небрежного. Это же качество характерно и для натюрморта М. Золотухиной «Праздник Пасхи» (2013), где икона Богородицы в старинном киоте с букетом весенних гиацинтов и пасхальных куличей перед ней повествует о сущностных чертах русской жизни, о тех крепчайших нравственных опорах, на которых зиждется эта жизнь. Та же укоренённость чувствуется во взгляде митрополита Корнилия в графическом портрете Анны Леон, устремлённом в сегодня из тёплых глубин прошлого. Это лицо «родового» русского человека, чуждого суетности современного быта.

Картины на выставке позволяют услышать эхо веков в потоке жизни, готовой умирать и возрождаться.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"