Открытие выставки «Черемшан. Возвращение»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

9 ноября в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась выставка «Черемшан. Возвращение». На открытие пришли не только жители Хвалынска, но приехали из Балаково старообрядцы во главе с отцом Михаилом Родиным, балаковские художники – участники выставки – Сергей Зюков, Владимир Мостовой, Ирина Немова, супруги Ольга и Сергей Ежковы, супруги Иван и Мария Золотухины, культурная общественность Балаково. Открыл выставку детский хор воскресной школы балаковской старообрядческой общины, исполнивший стихеры и величание преподобному Серапиону Черемшанскому, создателю мужского черемшанского Свято-Успенского монастыря.

На выставке представлена икона преподобного Серапиона, выполненная после его канонизации в 2015 году сызранским иконописцем Сергеем Антоновым. Иерей Вадим Коровин познакомил собравшихся с представленными на выставке дореволюционными фотографиями монастырей, их насельников, служителей, епископов, приезжавших в летнюю резиденцию, коей был мужской монастырь для старообрядческих архиереев, фотографиями участников старообрядческих съездов на Черемшане в 1905-1917 годов, внутренним убранством мужского монастыря. Рассказал он и о представленной на выставке одежде священнослужителей, обратив внимание собравшихся на одну из старообрядческих реликвий 19 века - стихарь, который носил епископ Саратовский Афанасий. Большая часть экспонатов выставки – нательные кресты, церковная утварь, были собраны отцом Вадимом, знатоком старообрядческой старины. Переходя от одной витрины к другой, он знакомил гостей с самыми уникальными предметами своих коллекций, о которых наши рассказы ещё впереди.

На выставке представлены и картины, написанные художниками, работающими на пленэре в Хвалынске, на родине К.С. Петрова-Водкина. Кузьма Сергеевич не был старообрядцем, но в юные годы посещал мужской старообрядческий монастырь и был знаком с монахом-доличником Варсонофием и со старообрядческим иконописцем З.С. Суконцевым, ставшими его первыми наставниками в творчестве. Позже, уже готовясь к поступлению в училище барона Штиглица в Петербурге, семнадцатилетний Кузьма писал этюды на Черемшане. Будучи студентом московского художественного училища, приезжая летом на родину, он посещал «пещерную старуху» Федору в окрестности мужского монастыря, в 1903 году навещал художника В.Э. Борисова-Мусатова, снимавшего дачу в саду Челинцевых на речке Черемшанке, что рядом с мужским монастырём. В 1914 году недалеко от женского монастыря на Красулинском ключе художник построил дачу. В своих автобиографических повестях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» он неоднократно вспоминал об иконописцах- старообрядцах и о монастырях.

Выставка «Черемшан. Возвращение» в какой-то степени продолжает выставку «Путь через Хвалынск», посвящённую 30-летию хвалынских пленэров, экспонирующуюся сейчас в галерее им. К.С. Петрова-Водкина, потому что многие из представленных на нынешней выставке работ написаны тоже во время пленэров и фестивалей «Этюды на родине К.С. Петрова-Водкина». Поиски национальной идентичности в 1990-е привели художников, организовавших в 1988 году хвалынские пленэры, к пониманию, что Бог – центр русской культуры, он Истина и Путь.

Художники вспоминали о том, что в слове «культура» содержится другое – «культ». Культура в целом и искусство в частности не могут существовать автономно от религии, от культа. Обособившись от них в Новое время, они словно выпали из гнезда. Спасаясь от беспамятства, художники попытались ухватиться за конец прерванной традиции. Говоря о традиции, художники имели в виду возвращение к иерархии, к традиционному для русской культуры навыку духовного видения мира. Надолго задерживаются здесь только те художники, которых интересует не «политэкономия», а трансцендентное, которые «замыкаются» не на мирском, а «размыкаются» на вечное. От имени художников, приехавших на открытие выставки, выступил Сергей Зюков, подчеркнувший силу единения, результатом которой стала передача храмового здания Успенской церкви на Черемшане старообрядцам, где снова, как сто лет назад, зажглась православная свеча и звучит молитва.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений