Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Прекрасной женщины портрет. Выставка в Балаковской галерее

Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

  • Винтерхальтер Ф. К. "Портрет императрицы Марии Александровны"
Дата мероприятия:  02.06.2017  —  17.09.2017
Телефон:  (8453) 44 03 75
 

Женский портрет русских художников XVIII-XIX веков

из собрания Радищевского музея

Женский образ – вечная тема в искусстве. Она обладает прекрасной особенностью – неисчерпаемостью. Из века в век женщины воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание восхитительных воплощений в слове, звуках или красках. Супруга знаменитого писателя и любимая дочь русского императора, знойная итальянка и сдержанная представительница аристократии, грустные и веселые, кокетливые и застенчивые, юные барышни и степенные матроны предстают на портретах русских живописцев XVIII-XIX веков на выставке из собрания Радищевского музея.

Фамильную галерею семьи Радищевых представляют портреты Камиллы Ивановны Радищевой, польки по происхождению, жены младшего сына писателя, и Надежды Павловны Боголюбовой, жены внука Радищева, основателя Саратовского художественного музея. Образ последней, созданный художником И.П. Келер-Вилианди, исполнен грациозности и скромного обаяния.

Во всём великолепии царственного облика предстают прекрасные представительницы русского императорского дома. На фоне горного пейзажа в серебристом платье, красных атласных лентах и чёрной прозрачной мантилье, изображена великая княгиня Мария Николаевна. Благородная красота любимой дочери Николая I, похожей на отца и внешностью и характером, выгодно подчёркнута удачно найденным полуоборотом головы. Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская, занимала пост президента Академии художеств. Изысканностью пастельного колорита отличается портрет императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, в богатом жемчужном украшении, вплетённом в причёску и тяжёлыми нитями спускающемся на грудь. (Оба портрета – кисти неизвестных авторов с оригиналов Ф.К. Винтерхальтера).

В женском портрете XIX столетия была необычайно популярна итальянская тема, отмеченная особенным долголетием в салонном академизме. Стремление к чувственности и идеальной красоте отразились в работах Т.А. Неффа и П.Н. Орлова. Сентиментально красива «Головка» художника М.П. Боткина, одного из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени, подолгу жившего в Италии.

Имена многих из прекрасных героинь портретов, как, впрочем, и некоторых авторов, остаются загадкой. Но разгадку отчасти таят их лица, выражение глаз, поворот головы, движение руки. В состоянии глубокого горя находится хрупкая женщина в траурном одеянии, под прозрачной чёрной накидкой которого виднеется рука с кольцом на большом пальце. Во взгляде «Неизвестной в розовом платье» читаются жизненный опыт и спокойная сосредоточенность. Довольство собой и жизнью видится в образе молодой дамы в нарядном туалете на картине саратовского уроженца Ф.С. Журавлёва.

Кисти одного из самых известных портретистов середины XIX века С.К. Зарянко принадлежит «Портрет неизвестной», написанный в период творческого подъёма художника, когда его ставили в один ряд с Брюлловым и Рембрандтом. Как говорили современники, Зарянко удаётся «перенести на холст саму жизнь». Столь же скрупулёзная натуралистически-иллюзорная манера исполнения присуща «Портрету старой дамы» А.В. Клевезата. Сразу привлекает внимание изборождённое глубокими морщинами лицо. Но постепенно, чем дольше вглядываешься в портрет, тем более внешние признаки возраста уходят на второй план. Художник сумел передать мягкость и спокойную невозмутимость в многогранном образе неизвестной старушки, кавалера Мариинского знака. В серо-голубых глазах ощущается не усталость от жизни, а мудрое её приятие и сдержанное чувство собственного достоинства.

«Портретом матери» на выставке представлен один из самых знаменитых мастеров женского портрета К.Е. Маковский. Он написан в пору его ученичества, в котором огромную роль сыграла особая атмосфера увлечения искусством, царившая в семье. В молодости Любовь Корниловна Маковская, урожденная Молленгауэр, слыла одной из первых красавиц Москвы. Она обладала прекрасным сопрано, часто выступала в концертах. Её писали Карл Брюллов и Василий Тропинин, по-своему видевшие грани её богатой натуры.

Вглядываясь в лица на портретах, мы погружаемся в мир прошлого, представляем себе радости и заботы тех, кто жил в далёкие времена. Портретная галерея женских образов из собрания Радищевского музея доносит аромат и своеобразие давно ушедших эпох.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры