Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

И.П. Степашкин «Портрет Степашкиной А.Я.». Выставка одной картины в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

  • И.П. Степашкин. Портрет Степашкиной А.Я. 1920-е
Дата мероприятия:  11.01.2017  —  28.02.2017
С 11 января 2017 года Хвалынский художественно-мемориальный музей в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет «Портрет Степашкиной А.Я.» (1920-е, холст, масло. 105х85) известного ленинградского художника и педагога Ивана Петровича Степашкина (1882-1960).

Перед нами поколенное изображение немолодой женщины, вписанное в сравнительно большой, близкий к квадрату, холст. Художник следует традициям русского реалистического портрета XIX века, добивается завершенности в подаче образа, верности следования натуре. Портретируемая изображена сидящей на диване, в свободной и естественной позе. Лаконичная цветовая гамма, классическая строгость композиции отвечают гармоничной простоте облика модели. На тёмном фоне полотна основное внимание привлекает лицо модели. Сосредоточенность и подчёркнутая серьезность выражения придают ему налёт едва уловимой грусти. Лицо и фигура даны в 3/4 повороте, натруженные руки покоятся на коленях. Перед нами женщина, вероятно, с непростой судьбой. Художник выделил в облике модели внешнюю простоту и, в то же время, глубину и цельность характера. В этом полотне даёт себя знать способность Степашкина к вдумчивому отношению к мельчайшим деталям облика изображаемого человека. Портрет исполнен с предельной живописной достоверностью. Тщательно выписана брошь, серьга с красноватым камнем, обручальное кольцо на правой руке. А вот цветастая шаль отложена в сторону. Нарочитая приглушенность колорита здесь удачно соответствует внутренней сдержанности и спокойствию самого образа. Колорит портрета строится на сопоставлении золотисто-розоватой карнации лица модели с глухим коричневатым фоном и темно-зелёным почти чёрным платьем, складки которого отчетливо вырисовываются на старинном узоре драпировки дивана. Выразительна и фактура портрета. Тонко написанное короткими мазками лицо женщины выступает в обрамлении более широко положенных на холст красок одежды и фона. В этом портрете привлекает умение художника раскрыть обаяние простоты.

В конце 2016 года, благодаря размещению «Портрета Степашкиной А.Я.» на сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ, удалось уточнить атрибуцию портрета. В наш музей пришло письмо сына художника - Георгия Ивановича Степашкина, проживающего в Санкт-Петербурге. Георгий Иванович рассказал, что портрет был написан его отцом в 1920-е годы, в это время И.П. Степашкин жил в Саратове, а на портрете изображена Анна Яковлевна, жена саратовского родственника художника Акима Дмитриевича Степашкина. В семейном архиве художника сохранились письма А.Д. Степашкина и его дочери Нины Акимовны (крестницы художника), датированные 1951-1955 гг. Их копии Георгий Иванович также прислал нам. В одном из писем упоминается и вышеназванный портрет, а также кратко говорится о судьбе изображенной женщины. Она была матерью семерых детей: 4 сыновей и 3 дочерей. В годы Великой Отечественной войны все сыновья ушли на фронт и ни один из них не вернулся. Сама Анна Яковлевна не пережила эти трудные годы, ушла из жизни в марте 1942-го. Портрет же попал в коллекцию Хвалынского музея в 1973 году. Его передала в дар картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина дочь портретируемой - Нина Акимовна Фёдорова (Степашкина).

Иван Петрович Степашкин родился 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Никольское, Пензенской губернии. Вот строчки из автобиографии: «Отца потерял ещё в детстве. Мать, обременённая детьми, образования дать мне не могла, поэтому по окончании начальной школы в 12-летнем возрасте определила меня на службу продавцом, где я прослужил более четырёх лет. Вопреки воле матери я оставил службу и с 10 рублями уехал в Пензу, где поступил в Художественное училище, которое окончил в 1906 году.» (Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.3. Д.47. Л.2. - цитир. по Википедии).

Иван Петрович учился в Пензенском рисовальном училище (1901-1906) у К.А. Савицкого, затем в ВХУ при ИАХ (1907-1914) у В.Е. Савинского, П.П. Чистякова. За представленную дипломную картину «Фрина перед судом» был удостоен звания художника и командировки за границу за казённый счёт. Из-за начавшейся первой мировой войны командировка использована не была. С 1914 по 1927 художник жил в Саратове. Преподавал в СХУ (1918-1923). В 1927 году вернулся в Ленинград. Преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1927-1929), в ИЖСА (1938-1946), в ЛВХПУ (1946-1960). С 1932 года член Ленинградского отделения Союза художников.

И.П. Степашкин - участник многочисленных выставок с 1911: выставка картин, рисунка и скульптуры. Саратов (1925); юбилейная выставка изобразительных искусств. 1917-1927. Ленинград (1927); выставка картин Общества им. А.И. Куинджи в залах Общества поощрения художников. Ленинград (1928, 1929, 1930); выставка портрета. Ленинград (1933); выставка картин Ленинградского областного Дома Художника. Ленинград (1933); «Советское Заполярье в живописи». Мурманск (1940); выставка лучших произведений советских художников. Москва (1941); выставка живописи и скульптуры ленинградских художников. Хабаровск (1947); выставка произведений живописи, скульптуры и графики ленинградских художников. Кисловодск, Челябинск, Свердловск, Молотов (1948); отчётная выставка произведений живописи, скульптуры и графики за 1947-1948. Ленинград (1949); осенняя выставка произведений ленинградских художников. Ленинград (1956); ВХВ к 40-летию Октября. М. (1957); выставка произведений ленинградских художников. 1917-1957. Ленинград (1958); Художники Саратова. 1885-1985: выставка к 100-летию СГХМ им. А.Н. Радищева. Саратов (1985).

В 1967 году в Ленинграде уже после смерти художника состоялась его персональная выставка. К сожалению, часть произведений художника была утрачена: в 1930-е вместе с церковью погибла монументальная роспись в селе Грабово под Пензой; в годы Великой Отечественной войны в Сталинграде утрачена картина «Сталин на Царицынском фронте»; много работ погибло в блокаду в остававшейся без присмотра ленинградской мастерской художника. Сохранившиеся работы представлены в Русском музее, в Музее-заповеднике Суворова в селе Кончанском Новгородской области, в других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры