Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

  • «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
Дата мероприятия:  15.09.2016  —  20.10.2016
Телефон:  (84595) 2-10-94

На выставке из собрания Радищевского музея представлены иллюстрированные произведения великого русского поэта, писателя, драматурга Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Вниманию зрителей предстанут знаменитые герои пушкинских сказок в книжной графике А. Каневского, К. Кузнецова, В. Милашевского, Т. Мавриной и других советских художников.

К художественному оформлению сказок, написанных А.С. Пушкиным в самый расцвет творчества, с 1830 по 1834 годы, обращалось огромное число отечественных иллюстраторов. Искренняя любовь и глубокое понимание его сказочных произведений, вобравших в себя мудрость и красочный мир народной фантазии, позволили художникам раскрыть всю прелесть созданных поэтом образов.

Большинство сюжетов для своих сказок А.С. Пушкин черпал из русских народных сказаний, обрядовых песен, былин и пословиц, записанных во время поездок по России. Будучи уже известным поэтом, в период ссылки в селе Михайловском, в 1824-1826 годы, он с увлечением слушал «небылицы» своей няни Арины Родионовны, восхищаясь: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

В пушкинских сказках нашли свое отражение богатыри Еруслан Лазаревич, Бова Королевич и другие герои русского фольклора и лубочных картинок, популярных в XIX веке. Началом пролога к первой сказочной поэме «Руслан и Людмила» (1820) послужили строки из русской народной сказки: «…у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот; вверх идёт сказки сказывает, вниз идёт песни поёт».

Созданные Пушкиным яркие образы сказочных героев, среди которых Кот Ученый, Золотая Рыбка, Королевич Елисей, Царевна Лебедь, Шамаханская царица и многие-многие другие представлены на выставке в иллюстрациях советских художников. Оформляя одни и те же произведения поэта, они создали каждый в собственной манере и технике неповторимые персонажи.

Основу экспозиции составляют трогательные иллюстрации к «Сказкам А.С. Пушкина» (1984), исполненные самобытной художницей Татьяной Алексеевной Мавриной (1902-1996). Наибольшее место среди ее акварельных персонажей занимает Кот Учёный, которому отведена роль рассказчика: его изображением начинается и заканчивается каждая сказка. В отдельно изданной детской книге «Лукоморье» (1970), отличавшейся особой декоративностью, щедро украшенной золотым цветом, роскошный Кот присутствует на каждой странице-развороте. Радостные, колоритные и запоминающиеся рисунки, органично вплетенные в тексты сказок о Золотой Рыбке, о Царе Салтане, о Мертвой Царевне, напоминают и лубочные картинки, и крестьянскую игрушку. Эти иллюстрации, наиболее точно соответствуют народному характеру сказочных произведений поэта. За оформление книги «Сказки А.С. Пушкина» в 1976 году Татьяна Маврина была удостоена Золотой медали Г.Х. Андерсена – высшей награды в детской литературе. Экземпляр этого издания был подарен автором Радищевскому музею в 1980 году.

Великолепно передан поэтический и красочный мир пушкинской сказки в торжественно-нарядных рисунках знаменитого иллюстратора Владимира Михайловича Конашевича (1888-1963). Представленное в экспозиции ленинградское издание «Сказок А.С. Пушкина» (1984) содержит иллюстрации с его замечательных акварельных композиций. Сказочный парусный кораблик, разрисованный наподобие теремка, флот царя Салтана и Золотая Рыбка в синем море, наверняка, запомнились не одному поколению читателей.

Не менее интересны работы талантливого советского графика Аминадава Моисеевича Каневского (1898-1976) к «Сказке о попе и о работнике его Балде» (1949). Чистые, радостные тона акварели вносят романтическую ноту в трактовку сказки и соответствуют ее мягкой сатире.

Гармонично сочетаются с содержанием «Сказки о царе Салтане» (1949) красочные иллюстрации Константина Васильевича Кузнецова (1886-1943), опытного рисовальщика-пейзажиста. Хорошо знакомый со старинной деревянной архитектурой, укладом русской деревни, художник создал в рисунках замечательные сказочные города и затейливые хоромы.

Полны неисчерпаемого юмора яркие акварельные рисунки к «Сказке о попе и о работнике его Балде» (1970), исполненные в 1948 году художником Владимиром Алексеевичем Милашевским (1893-1976). В его чудесных иллюстрациях, верно передающих эмоции персонажей, мельчайшие детали старинного быта, отразилось богатство жизненных впечатлений и удивительная наблюдательность. Музейной библиотеке принадлежат два экземпляра сказки: с автографом иллюстратора В. Милашевского и другой – с дарственной надписью его жены, подарившей эту книгу в 1977 году.

Замечательные иллюстрации к пушкинской сказочной поэме «Руслан и Людмила» (1986), исполненные супругами Борисом Николаевичем (р.1936) и Калерией Васильевной (р.1937) Кукулиевыми, мастерами палехской лаковой миниатюры, – прекрасный образец книжной графики, восхищающей богатством декоративного колорита.

Иллюстрированные многими талантливыми российскими художниками книги переиздавались не раз, даря читателям радость встречи с любимыми героями произведений А.С. Пушкина. Его литературный язык настолько выразителен, живописен и неисчерпаем, что иллюстраторы разных поколений создают произведения, созвучные по своему стилю и духу творениям великого поэта. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры