Т.А. Покровская. Хвалынские дали. (Выставка одной картины)

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

  • Т.А. Покровская. Хвалынские дали. 1960-е
Дата мероприятия:  01.06.2016  —  31.07.2016
С 1 июня по 31 июля Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет живописную работу Т.А. Покровской (1903-1991) «Хвалынские дали». 1960-е гг., бумага, темпера.
Свою иконографию изумительная хвалынская природа исчисляет с конца 19 века, это калейдоскоп разноликих образов, от видовых изображений местности до метафоричных пейзажей, созданных художниками, рождёнными на этой земле и пребывающими здесь в гостях.
Во многих точках мира можно увидеть выраженные языком живописи и графики частицы любви к нашему краю. Достаточно многочисленная их доля представлена в фондах нашего музея.
Одна из них – замечательный панорамный пейзаж Татьяны Александровны Покровской «Хвалынские дали». Художником охвачено широкое пространство с северной части окрестностей города, с горы Таши. Центральное место отведено величаво несущей свои воды Волге, точнее, ещё существовавшему в 60-е годы прошлого века её рукаву Воложке, отделённому от главной реки Городским островом. Слева берег острова, а справа берег с раскинувшимся на нём Хвалынском зигзагообразно вдаются в воду, придавая композиции динамичность и асимметрию, усиливая ощущение дали. Плавной прерывистой линией намечен противоположный волжский берег. Автор не задерживает своё внимание на деталях, лишь намёком даны строения города, курсирующие между ним и островом мелкие судна, с большой долей обобщения изображены видимые сверху деревья на первом плане и причаленные рыбацкие лодки.
Произведение характеризуют внешние приметы эпики - композиция построена с высокой точки зрения, что придаёт впечатление масштабности и необъятности простора, прекрасно выражена глубина пространства, но в эпическую структуру вторгается лирическое содержание, здесь много личностного, эмоционального, выраженного языком пластики и цвета.
Мы видим выразительные следы движения быстрой кисти художника, сливающиеся в изображение природных форм, вибрирующих в потоке солнечного света. Нежной мелодикой наполняют произведение тёмные контуры, очерчивающие мягкие формы земли.
Большую роль приобретает ритм и характер наложения мазков, создающих внутреннее движение живописной поверхности - корпусных, диагонально нанесённых, несколько экспрессивных на первом плане и тонкослойных, широких горизонтальных, передающих изумрудный муаровый узор реки и струящийся воздух.
Средством выразительности становится и основа произведения, шероховатая бумага коричневатого тона. Нанесённые тонким слоем темперные краски, неплотно ложась на поверхность, дают сходство с импрессионистическим дробным раздельным мазком, рождая ощущение прозрачности пространства, воздушности. Просветы незакрашенной коричневатой основы входят в живописно-пластическое решение этюда, придают глубину светлым краскам и сообщают произведению обобщающий тёплый тон.
Поражают широта и смелость живописного письма, энергетика гармонического единства красок, от холодных изумрудно-зелёных до тёплых охристых тонов, и общая импровизационная манера работы в сложной технике темперы, которая приходит только с большим мастерством.
Перед нами изображение природы, дающее настроение красоты, радости, покоя, душевного мира и равновесия.
Фиксируя свои впечатления, передавая свои трепетные чувства, превращая мгновенное в вечное, живописец создаёт удивительной силы и яркости образ хвалынской природы, наполненный лиричным, созерцательно-философским и эпическим смыслом.
Покровская была знакома с хвалынской художницей В.Н. Челинцовой, которая всегда при первой возможности стремилась на любимую родину из дальних краёв, и, вероятно, по её приглашению Татьяна Александровна приезжала в наш город.
Хвалынскому музею она подарила три своих произведения и натюрморт мужа, А.Н. Козлова (1902-1946), члена и экспонента ОСТ.

Покровская Т.А. - живописец, график.
Училась во Вхутемасе - Вхутеине (1924-30) на основном отд. у К. Н. Истомина, на полиграфическом ф-те у В. А. Фаворского, Л. А. Бруни. Диплом - иллюстрации к поэме Б. Пастернака «1905 год».
В 1930-80-х - портреты, пейзажи маслом, темперой, акварелью.
Являлась членом студии Э. М. Белютина
.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений