Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка "Пленэр touché. Пейзажные оpus'ы Ксении Чепеленко"

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  15.07.2015  —  20.08.2015
Стоимость билета:  10 руб.
Выставка «Пленэр touché Пейзажные оpus'ы Ксении Чепеленко» неслучайно в своём названии имеет музыкальные термины, Ксения окончила теоретико-исполнительское отделение Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. И живопись – лишь часть безграничного мира, в котором, страдая и наслаждаясь, обитает её душа. Ксения и в живописи остаётся не только прекрасным исполнителем, передающим с помощью разнообразных касаний кистью восторг от окружающей природы, но она интересна и как художник-композитор. В её хвалынских пейзажах, написанных с натуры, «стёрты» случайные черты, они строго выверены и наполнены ощущением внутренней гармонии. Пейзаж в наибольшей степени представляет собой живопись восприятия и почти похож на музыку.
Хвалынские пейзажи сами по себе настолько полны содержания, внутренней динамики, собственной природной жизни, что способны остаться без человека, не нуждаются в нём… В работах Ксении человеческая жизнь «остаётся за бортом», разве что тропинка или заросшая травой грунтовая дорога напомнит о том, что земля эта обитаема. Картина – это автопортрет художника, здесь зритель увидит и волнение автора, и его переживания, и реакцию на внешний мир. В тонких по настроению пейзажах художницы всегда присутствует особая эмоциональная нота, не случайно ей удаются пограничные состояния дня: сумеречный свет, мягкие оттенки заката, надвигающееся ненастье и, конечно, облака. Они входят в работы художницы как особая тема, как alter ego душевных движений: то развёрнутые в торжественные белоснежные громады, то пробегающие барашками над сверкающими подобно изумрудным россыпям лесистыми горами, то едва оттеняющие лазурное сияние небес, то набухшие влагой, нависшие над холмами, покрытыми выжженной травой.
Палитра художницы благородна и отличается сдержанностью, даже деликатностью. Она не прибегает к каким-либо особенным эффектам, здесь мир оттенков и каждое изменение настроения меняет вид мотива.
Ксения работает летом в Хвалынске с 2002 года и за эти годы успела проникнуться его особенным пространством, почувствовать его колорит, атмосферу. Хвалынск – это город с вертикальным измерением. Из «прямой перспективы» больших городов, человек здесь попадает в сферу, о которой когда-то написал уроженец этих мест К.С. Петров-Водкин: «<…> я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на <…> холме»». Это город – чаща, природа которого сама по себе являет некий целостный космос – замкнутый и сферически завершённый. Здесь природой создан в некотором смысле круг, который оказывает определённое воздействие – «заколдовывает».
Юнг писал: «В нём (круге) сокрыта древняя магическая сила, так как изначально он происходит от заповедного круга, от «заколдованного круга», магия которых сохранилась в бесчисленных народных обычаях. Этот образ имеет явную цель – провести магическую борозду вокруг центра – сокровенных глубин личности, чтобы воспрепятствовать «излиянию» <…> в сторону внешнего мира <…>». Психологически это круговращение соответствует «хождению по кругу вокруг самого себя». Это не что иное, как самопознание. Так, движение во вне, в природу оказывается движением к самому себе: созерцание этих пейзажей становится первым шагом к самосозерцанию. Когда смотришь на пейзажи Ксении, то чувствуешь её смятенную, одинокую душу, которая наедине с хвалынским холмистым пространством впервые узнаёт о своём величии, о том, что она, являясь частицей этих пространств, причастна творению и способна постигнуть красоту Божьего замысла.
Возле работ Ксении вспоминается поэтический цикл великого китайского поэта 

Ли Бо «Поэзия гор и вод»:
Вершин святых немало на земле
Со здешними сравненья нет.
Но смогут ли познать их те,
Кто ходит только лицезреть?
Распахнутость небес, зелёный мрак –
Цветист, как свиток живописный он,
Душой купаюсь в заревых лучах,
Здесь таинством я окружён.
Коснусь волшебных ветров струн,
Волны услышу тихий плеск,
Я прах земной с души стряхну
Озвучив облачный напев.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры