Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Саккос конца XVIII – начала XIХ веков. В Балаковской художественной галерее

  • Саккос конца XVIII – начала XIХ веков. В Балаковской художественной галерее
Дата мероприятия:  10.05.2015  —  10.07.2015
Телефон:  (8453) 44 03 75

В собрании Радищевского музея насчитывается более полутора тысяч памятников христианской культуры. Это произведения русской иконописи XV–XX столетий, предметы прикладного искусства из кости, дерева, перламутра, меднолитая пластика, серебряные оклады икон и церковная утварь, деревянная православная скульптура, рукописная и старопечатная книга. Особое место среди этих предметов занимает коллекция церковного лицевого, орнаментального шитья и парадные облачения священнослужителей. Традиционно такие предметы изготавливались из дорогих тканей, расшивались жемчугом, драгоценными камнями, золотными и серебряными нитями. Яркие, сверкающие золотом парадные одежды усиливали торжественную зрелищность праздничных служб, оказывали эмоциональное воздействие, которому в православных богослужениях неизменно придавалось большое значение.

На очередной выставке проекта «Одно произведение из собрания Радищевского музея» представлен саккос конца XVIII – начала XIХ веков.

Саккос – это богослужебное облачение архиерея, длинное до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос вошел в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского Патриарха.

Само слово «саккос» (от евр. сакк – рубище, вретище) показывает, что это одеяние происходит из древнеиудейской среды. Он шился из самой грубой ткани - власяницы. Это была одежда скорби, покаяния, строгого поста. В духовном смысле саккос напоминает о той червлёной ризе, в которую был облачён Христос во время поругания. В воспоминание об этом событие благочестивые византийские государи стали надевать в дни поста и покаяния саккосы (вретища). Одевая саккос, христианские государи, выражали свое смирение перед Царем царей, вспоминая об унижение и смирение Иисуса Христа.

Со временем, византийские императоры стали жаловать патриархам предметы царского облачения. В XI-XII вв. саккос вместе с поручами – был пожалован Константинопольским патриархам, как знак их особенного отличия. Из великого почтения к этой одежде патриархи сначала облачались в нее только три раза в год: на Пасху, в День Пятидесятницы и на Рождество Христово. В раннем средневековье саккосы по покрою почти полностью повторяли древнейшие вретища. У них были небольшие рукава, боковые края застегивались при помощи петель на пуговицы, которые нашивались с обеих сторон боковых разрезов.

К XIV-XV вв. саккосы переходят от патриархов Константинополя к патриархам других областей и к митрополитам. В XVI в. саккос на Востоке становится достоянием всех епископов. В Русской Церкви саккос появляется как одеяние у митрополитов в XV в. С учреждением в 1589 году патриаршества в России саккос стали носить также и патриархи. В XVII в. этим одеянием награждаются некоторые архиепископы. В 1702 году Петр I жалует саккосы епископам за заслуги, а с 1705 года было установлено носить их всем архиереям.

На протяжении своей истории крой и внешний вид саккоса приобрел некоторые изменения и дополнения. Еще в XIV-XV вв., по свидетельству блаженного Симеона, архиепископа Солунского, саккосы были без рукавов. Но уже в XV в. появляются саккосы с короткими рукавами. Затем рукава саккоса несколько удлиняются, подол расширяется книзу, на саккосах вместо пуговиц появляются звонцы в знак подобия архиерейской одежды Нового Завета, древним Аароновым одеждам. Эти изменения и дополнения сохраняются до нашего времени. На груди, по плечам и спине на саккос нашивается символическая полоса из другой материи, которая, означает кровавые следы бичевания Спасителя. Такие же полосы нашиваются по подолу и по краю рукавов со значением пут Христовых.

Передняя и задняя половины саккоса, соединяемые петлями и звонцами, символически означают нераздельное, хотя и не смешиваемое преемство во Христе священства Нового и Ветхого Заветов, а также двоякий характер служения епископа – и Богу, и людям. Звонцы, пришитые к саккосу это подобие звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников. Они означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. Всего их 33 (по 16 с боков и одна около выреза для головы), что напоминает о числе лет, прожитых Христом на земле.

Саккосы, как правило, шьют из богатой дорогой материи и украшают, золотным шитьем, личными изображениями, орнаментальным шитьем и нашивными крестами.

Саккос из коллекции Радищевского музея, датируемый концом XVIII – началом XIX века, выполнен из золотного бархата. Рисунок имеет выраженный стилизованный характер. На темно-фиолетовой ткани выткан узор из золотых вазонов с пышными букетами из павлиньих перьев, листьев и цветов, увенчанных золотой короной с крестом. В центре букета представлена шишка пинии. Верх и низ основной части композиции фланкируются восьмиугольными резервами с изображением креста. Детали орнамента выполнены золоченой и серебряной нитью, с дополнением из белого и желтого шелка. Рисунок имеет сложную разработку, а темно-фиолетовый фон ткани создает контраст и подчеркивает богатство и роскошь материала. На заднем полотнище саккоса нашит равноконечный крест с закругленными концами. Края саккоса обшиты золотым позументом.

Любое изображение на облачении священнослужителей символично и имеет свой тайный смысл. Знамение креста на спине саккоса символизирует собой Крест, который нес Иисус Христос на своей спине на Голгофу, и свидетельствует, что облеченный в саккос есть служитель Божий. Сам крест означает страдания, искупление, воскресение, возрождение. Растительный орнамент обозначает райские кущи; корона символизирует праведность, избранность, благословление и благорасположение, победу и сияющую славу, бессмертие и величие.

Есть основания предполагать, что этот саккос, поступивший в музей в 30-е годы XX века саккос мог принадлежать одному из архиереев, служивших в Александро-Невском кафедральном соборе Саратовской епархии. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"