Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Память сильнее времени. Издания 1940-х годов выставки «Свет победы»

  • Память сильнее времени. Издания  1940-х годов выставки «Свет победы»
Дата мероприятия:  20.02.2015  —  31.05.2015
Телефон:  (8453) 44-03-75
Стоимость билета:  от 30 руб. до 50 руб.
           

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
«День Победы». Эдуард Асадов

Картинная галерея в городе Балаково, филиал Радищевского музея, приглашает посетить выставку «Свет Победы», где представлены живопись, плакаты, книги, открытки из собрания Радищевского музея.

Один из разделов выставки представляет издания: плакаты, книги, открытки, посвящённые Великой отечественной войне, из собрания Радищевского музея.

2015 год – юбилейный год в истории России, год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Ценой невосполнимых потерь СССР и его союзники в жестокой борьбе с фашизмом отстояли право на жизнь, защитили Родину и нашу свободу.

С первых дней Великой Отечественной войны художники принимали активное участие в борьбе с врагом. На фронте они сражались в партизанских отрядах и народном ополчении, успевая между боями выпускать газеты, плакаты и карикатуры, в тылу – устраивали выставки, превратив искусство в оружие против врага, не менее эффективное, чем настоящее. Военная тема нашла отражение во всех сферах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, фильмах и театральных постановках.

Главенствующее место в искусстве военных лет занимал плакат. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Творческий коллектив живописцев и графиков, в который входили М. Куприянов (1903-1991), П. Крылов (1902-1990) и Н. Соколов (1903-2000), работал под псевдоним «Кукрыниксы». Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи. Их политические карикатуры («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны», «Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и другие) принадлежат к лучшим образцам этого жанра. Листовки Кукрыниксов из цикла плакатов «Окна ТАСС» сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина.

Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) с самого начала войны начинает выпускать агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Этот специальный вид малотиражного плаката, делали вручную, путём нанесения клеевых красок на бумагу через трафарет, и по сравнению с печатным плакатом, он обладал большей красочной свободой и мобильностью, возможностью мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС», что делало их очень популярными в годы войны. В выпуске «Окон ТАСС» участвовали такие советские художники, как: Кукрыниксы, В. Лебедев, П. Соколов-Скаля, М. Черемных, П. Шухмин, А. Кокорекин, В. Иванов; поэты Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак и многие другие. Вышло свыше 1500 таких плакатов. Тираж доходил до 1000 экземпляров.

Всемирную известность получил плакат И. Тоидзе (1902-1985) «Родина-мать зовёт!» (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, с текстом военной присяги в руках, который и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается работой Д. Моора (1883-1946) «Ты записался добровольцем?» (1920). Оба эти плаката, которые широко использовались в годы Великой Отечественной войны, представлены на выставке.

Один из лучших советских графиков и плакатистов Н. Жуков (1908-1973) с 1943 года являлся корреспондентом газеты “Правда” и художественным руководителем студии им. М.Б. Грекова. Он – автор известных фронтовых плакатов: «Отстоим Москву!», «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…») и рисунков: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Вперёд!».

В это время появились целые серии графических листов на одну тему. Графическая серия Д. Шмаринова (1907-1999) «Не забудем, не простим!» (1942) возникла из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях. Ещё одна серия из более трех десятков автолитографий – «Ленинград в дни блокады и освобождения» А. Пахомова (1908-1973). Весь мир обошел его лист «На Неву за водой», изображающий измученных замёрзших девочек. Совсем иные по духу серии Л. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-943), «Кавказ» (1943-1944), описывающие военные будни.

Советские художники создали своего рода художественную летопись Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (К. Юон. 1942), «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Дейнека. 1941), «Оборона Севастополя» (А. Дейнека. 1943), «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы. 1944-1946), «Орёл. У трамвайного парка» (П. Крылов. 1943), «Дорога на Запад» (Н. Соколов. 1943), «Фашист пролетел» (А. Пластов. 1942), «Мать» (Б. Неменский. 1945), «Отдых после боя» (Ю. Непринцев. 1949-1951), «Салют Победы» (Х. Якупов. 1945)…

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы и графики, но и мастера скульптуры. Одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

В. Мухина (1889-1953) создала целую портретную галерею героев войны – правдивые, но лишенные внешнего эффекта портреты полковников Б. Юсупова (1942), И. Хижняка (1942), портрет партизанки (1942).

Работы военного времени С. Лебедевой (1892-1967) передают напряженность внутренней жизни модели, высокий интеллект, оттенки душевного состояния: портреты поэта А. Твардовского (1943), героев войны З. Слюсаренко (1946), А. Игнатьева (1943).

Серия бюстов крупнейших полководцев, имеющих поразительное портретное сходство, была создана в 1944-1945 годах скульптором Е. Вучетичем (1908-1974). Им были исполнены портреты генерал-лейтенанта М. Ефремова, генерала армии Н. Ватутина, маршала Советского Союза Г. Жукова, генерала армии И. Баграмяна. В последующие годы он выполнил более сорока портретов советских полководцев.

После окончания Великой Отечественной войны по постановлению советского правительства началось возведение памятников в честь павших за освобождение Европы от фашизма. Одной из первых была установлена в Берлине в Трептов-парке знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой, исполненная Е. Вучетичем (1945-1949) для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю».

В сентябре 1939 года, в Великобритании появилось Министерство информации, специальный отдел которого отвечал за создание архива фотографий о войне, контролировал распространение и публикацию этих фотографий. Масштабы этой работы впечатляют: к 1941 году в день прибывало около 1000 фотографий. Они рассказывали не только о полях сражений – фактически, это был скрупулезный фотоотчет Британии, ее союзников и нейтральных стран об обыденной жизни и событиях, происходивших в мире с 1939 по 1945 год.

На выставке зрители смогут увидеть военные фотографии из издания «Британия-Россия. Общая Победа», за каждой из которых стоит история живых людей, их судьбы.

Есть исторические вехи, значение которых не меркнет с течением времени. Каждый прошедший год лишь с возрастающей силой подчеркивает их величие и значимость. Победа в Великой Отечественной войне по праву и навсегда останется в этом ряду.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры