Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Неизвестный художник «Кабинет Д.И. Нарышкина в доме в Петербурге». Выставка одной картины

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Дата мероприятия:  10.01.2015  —  12.02.2015


10 января 2015 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась выставка акварели «Кабинет Д.И. Нарышкина в доме в Петербурге», выполненной неизвестным художником в 1851-1857 гг. Работа предоставлена на выставку Музеем Святого мученика Александра Медема (1877-1931), небесного покровителя Хвалынской православной гимназии. В ноябре 2014 года в гимназию на открытие музея, созданного по инициативе и при деятельном участии историка А.В. Наумова, из Петербурга приехала внучатая племянница графа А.О. Медема Татьяна Михайловна Гришанова. Она привезла в дар музею семейную реликвию – акварель, доставшуюся Татьяне Михайловне по наследству от матери Александры Борисовны Гришановой (1909-1993), урожденной Нецветаевой, - дочери сестры графа – Марии Оттоновны Нецветаевой (Медем) (1874-1934). В семейном архиве Т.М. Гришановой сохранилась фотография, на которой запечатлена А.Б. Гришанова (Нецветаева) в ленинградской квартире в 1990-м году. На стене за её спиной сохранившиеся в семье картины и фотографии. Среди них акварель «Кабинет Д.И. Нарышкина», выше справа «Портрет Александры Дмитриевны Нарышкиной в детстве». Александра Дмитриевна Медем (1847-1914), урожденная Нарышкина, мать графа Александра Оттоновича Медема, владела землями в Хвалынском уезде, где её муж Оттон Людвигович Медем (1847-1925) в 1870-е заложил усадьбу и назвал её в честь жены «Александрия» (ныне п.Северный Хвалынского района). Александра Дмитриевна происходила из младшей ветви знаменитого рода Нарышкиных. Её отец Дмитрий Иванович Нарышкин (1812-1866), полковник-кавалергард, младший брат известной красавицы княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (Нарышкиной), был женат на Марии Арсеньевне Бартеневой (1816-1870). В браке они имели шестерых детей, Александра Дмитриевна старшая из них. Александра Борисовна Гришанова (Нецветаева) осенью 1917 вместе с матерью и сестрами приехала из революционного Петрограда в Александрию. После национализации имения они жили в Хвалынске. В Ленинград Александра Борисовна смогла вернуться только в 1929 году, ей долго пришлось скитаться, не имея собственного угла. Часть коллекции произведений искусства из петербургского дома Медемов после отъезда Оттона Людвиговича в годы гражданской войны за границу хранилась у его знакомой Александры Михайловны Ивановой, а после её смерти в семье Шустовых. Шустовы передали семейные раритеты Александре Борисовне Нецветаевой. Большинство работ впоследствии сгорело. Иметь такую коллекцию было в 1920-1930-е годы по многим причинам небезопасно. На обороте акварели, представленной на выставке, стерта часть надписи, где была указана фамилия «Нарышкин» и, вероятно, адрес его дома или квартиры, который пока не удалось установить.

На акварели запечатлен интерьер кабинета Д.И. Нарышкина. Интенсивное дворцовое и усадебное строительство, развернувшееся в России в первой половине XIX века, породило самостоятельный раздел в изобразительном искусстве – акварельные виды дворцов и усадеб, а затем и акварельные интерьеры. К середине девятнадцатого столетия этот жанр был весьма распространен. В нем работали такие известные художники, как Э.Гау, Л.Премацци, К.Ухтомский, И.Вольский, В.Садовников. Художники стремились не только изобразить внутреннюю архитектуру зданий, их великолепную отделку и убранство, но и показать индивидуальный мир, в котором протекает повседневная жизнь человека. Интерьерные зарисовки жизни дворянских семей оставил известный акварелист Карл Иванович Кольман (1786-1846). Его интерьеры начала 1830-х из семейного альбома З.И. Юсуповой изображают комнаты знаменитого петербургского дворца на Мойке. В 1850-е Зинаида Ивановна пригласила для создания серии акварелей с видами интерьеров своих дворцов на Мойке (1852-1856) и на Литейном (1859-1861) художника Василия Семеновича Садовникова (1800-1873). Созданные им акварели стали бесценными документами, запечатлевшими состав и размещение в интерьерах произведений искусства известных юсуповских коллекций, в формировании которых З.И. Юсупова принимала самое активное участие. В.С. Садовников был хорошим жанровым художником. Но больше всего он прославился как мастер изображения интерьеров. Творческая манера исполнения произведений у Василия Семеновича Садовникова менялась на протяжении всей жизни. Самые удачные акварели, которые были выполнены с проработкой мельчайших деталей и с гармоничным цветовым решением, им были написаны в 1840-х годах. А к концу пятидесятых годов В.С.Садовников работал уже иначе: рисунок стал более открытым, цветовая гамма намного смелее и активнее. Можно предположить, что Зинаида Ивановна ввела в круг знакомства своего брата Дмитрия Ивановича Нарышкина В.С. Садовникова или другого художника-акварелиста, запечатлевшего его кабинет также в 1850-е годы.

Акварель изображает интерьер кабинета с богатым убранством. Художник использует пестрые и яркие цветовые пятна, тем не менее с ювелирной точностью рисует мебель, передает фактуру стекла, тканей, металла. Акварель переносит нас в эпоху, когда скромность и сентиментальность стиля бидермейер, господствовавшего в русском дворянском интерьере второй четверти XIX века, вновь сменяется стремлением к пышности и роскоши, сочетающихся с завоеванным уходящим стилем уютом и комфортом. Тяжелые драпировки портьер, создающие полумрак, мягкие диваны и кресла, ковер с восточными мотивами, глубокого тона обивка мебели темного дерева. Декоративность стиля неорококо пришлась в эту пору весьма кстати: прихотливые изгибы ножек столов и консолей, плавные линии спинок диванов и стульев, мотивы рококо в тканях, в рисунках карнизов и позолоченных рам для картин. 

Небольшое пространство кабинета поражает обилием предметов искусства: бюсты и статуэтки, гравюры, множество картин, по-видимому, фамильных портретов. В глубине у камина запечатлена известная работа французской художницы Э.Виже-Лебрён «Портрет В.Н. Ладомирской» (1800), находящаяся в настоящее время в Музее искусств Колумбус (США). Варвара Николаевна Нарышкина (Ладомирская) (1785-1840), мать хозяина кабинета, трагически погибла во время пожара в петербургском доме. В собрании Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина представлена акварель неизвестного художника «Портрет В.Н. Нарышкиной» (1838), поступившая в 1920-м из коллекции Медемов. 

Есть предположение, что на акварели «Кабинет Д.И. Нарышкина» на портрете в прямоугольной раме на стене справа изображена Зинаида Ивановна Юсупова. В этом убеждает сходство облика молодой женщины с образами портретов З.И. Юсуповой, исполненных шотландской художницей Кристиной Робертсон, работавшей при дворе Николая I в 1839-1841 и в 1849-1851 гг.

Среди портретов, развешанных по стенам кабинета Д.И. Нарышкина, с большой вероятностью, находился и портрет Марии Арсеньевны – супруги хозяина. Мария Арсеньевна Бартенева до замужества была фрейлиной. Ко Двору её и еще трех сестер пристроила обладавшая необыкновенным певческим даром Прасковья Арсеньевна Бартенева, камер-фрейлина императрицы Александры Федоровны. Прасковья Бартенева и её сестра Мария посещали салоны А.О. Смирновой-Россет и С.Н. Карамзиной, где встречались с М.Ю. Лермонтовым. В 1839-1841 гг. Лермонтов вписал в альбом Марии два стихотворения «Есть речи – значенье…» и «Любовь мертвеца». В этом альбоме есть также стихи П.Вяземского и Е.Растопчиной. В настоящее время альбом хранится в Пушкинском доме Российской академии наук. А в альбоме П.А. Бартеневой художник Г.Г. Гагарин в 1844 году нарисовал портрет двух сестёр Прасковьи и Марии. Известен акварельный портрет Прасковьи Бартеневой, созданный в 1841 году Владимиром Гау. Возможно, он рисовал и Марию Арсеньевну. А.А. Кириченко, дочь А.О. Медема, упоминает в своих воспоминаниях (машинописный вариант находится в ХХМ К.С. Петрова-Водкина) акварельный портрет прабабушки М.А. Бартеневой, хранившийся в семье. 

А теперь вернемся к хозяину кабинета, запечатленного на акварели, представленной на нашей выставке. Дмитрий Иванович Нарышкин родился в Москве и получил домашнее воспитание. После окончания Пажеского корпуса, в апреле 1831 года, был зачислен в Кавалергардский полк. С 1834 года поручик. Состоял адъютантом при графе С.Ф. Апраксине. С 1836 года штабс-ротмистр, с 1840 – ротмистр. В 1844 году уволен в бессрочный отпуск, с причислением в запасной первый кавалергардский эскадрон. 6 сентября 1846 года состоялось венчание Дмитрия Ивановича Нарышкина и Марии Арсеньевны Бартеневой. В 1848 Дмитрий Иванович вернулся на службу, но уже в июне 1849 по болезни вышел в отставку в звании полковника. Поселись Нарышкины в Петербурге. С.М. Загоскин, сын известного писателя М.Н. Загоскина, в своих воспоминаниях рассказывает о посещении раута Нарышкиных зимой 1857 года: «Нарышкины, проживая в Петербурге без всякого официального положения, были, однако, близки ко двору и крайне разборчивы в своем знакомстве, принимали у себя лишь самое избранное общество и весь дипломатический корпус. Зная всё это, я полагал, что они обойдутся со мною настолько вежливо, насколько требовало их близкое родство с моим приятелем Бартеневым (Николай Арсеньевич Бартенев – брат Марии Арсеньевны). К удивлению моему, они приняли меня в высшей степени любезно, как будто своего старого знакомого, и тотчас представили многим дамам и девицам… Раут Нарышкиных заставил меня взглянуть без особого страха на возможность моего переселения из московского общества в петербургское».

Встречи с праправнучкой Д.И. Нарышкина Татьяной Михайловной Гришановой убеждают, что в их семье удалось сохранить лучшие качества, свойственные настоящим русским аристократам – демократизм в общении, свободу мышления, умение ценить подлинное искусство, преданность семье и памяти предков, а главное душевную щедрость. 

Автор благодарит А.В. Наумова за помощь в подготовке статьи.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"