Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Сентябрьский аншлаг на выставке «Василий Коновалов. Художник и педагог. К 150-летию со Дня рождения»

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

Дата мероприятия:  27.06.2014  —  12.10.2014
Телефон:  22-27-52
Стоимость билета:  от 50 руб. до 100 руб.

В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова продолжает свою работу выставка, посвящённая творчеству Василия Васильевича Коновалова (1864-1908). Она объединила живописные и графические работы мастера и его учеников: П.В. Кузнецова, В.Э. Борисова-Мусатова, П.С. Уткина и других из собрания Радищевского музея, его филиала – Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, Вольского краеведческого музея, Государственного музея К.А. Федина

9 октября в 18.00 Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова приглашает зрителей на заключительный спектакль «О том, как поссорился Иван Иванович с Агафьей Тихоновной, или Женихи поневоле».

Прошло сто с лишним лет с тех пор, когда в саратовском доме В.Э. Борисова-Мусатова, его уютном зелёном Мусатовском садике, собирались сам Виктор Мусатов, его учитель Василий Коновалов, художники Сергей Иванов, Павел Кузнецов. Можно только представлять себе, как проходили эти встречи, о чем говорили, как вместе работали на летних пленэрах. Коноваловский «Татарчонок» мальчишка-подросток, прищурившийся от яркого солнышка, паренёк с характером, и Мусатовское «Деревце», так похожее на солнечные полотна импрессионистов, оба написаны в 1897 году. По одной из версий маленького натурщика нашёл Павел Кузнецов. Кто знает, быть может именно он и изображен в одной из ранних работ Кузнецова «Портрет мальчика». Сейчас в залах музея все эти полотна соседствуют в экспозиции, а зритель получает возможность окунуться в творческую атмосферу, царившую в то время в усадьбе.

Произведения В. Коновалова «Нашли», «Печальные вести» отражают трагические сюжеты. Картины, в своё время показанные на вернисажах Товарищества передвижных выставок, по задумке автора должны были напоминать зрителю о зыбкости, нестабильности существования простого человека в этом мире, о трагическом влиянии роковых обстоятельств. Но и у современного зрителя они вызывают сочувствие. В своём отклике пытается выразить трогательное отношение к произведению художника третьеклассница Настя: «Сегодня я посетила музей В. Мусатова. Посмотрела выставку В. Коновалова. Очень понравились «Печальные вести» Спасибо за выставку!».

Обширная география посетителей за три месяца работы экспозиции отразилась в записях «книги отзывов»: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Сызрань, Пенза, Камышин, а также г. Кассель (Германия) и даже Нигерия! С благодарностью мы читали вот такие строки: «Коллеги! С удовольствием познакомилась с Вашим музеем, у Вас очень сердечно и уютно, как дома. Коновалов стал для меня настоящим открытием, через него становится ярче Ваш город, который подарил России столько прекрасных художников. Спасибо! Зав. отделом графики XVIII-XIX вв. Музея архитектуры им. А.В. Щусева (Москва). Т.А. Дудина»

В 1902 году Саратовское губернское земство решило отметить пятидесятилетие со дня кончины Н.В Гоголя изданием двухтомника его произведений. В. Коновалов получил заказ: создать иллюстрации к будущему изданию. И книги получились превосходные, а иллюстрации, чем больше их разглядываешь, тем больше они вызывают интерес: «Грандиозная экспозиция - глубокая благодарность коллективу всех причастных к этой работе. В.В. Коновалов - великий рисовальщик. Какая экспрессия, какая выразительная линия рисунка (например, руки нечисти в "Пропавшей грамоте" или бедный больной с мольбой к маменьке в "Записках сумасшедшего") ...А иллюстрации к "Мертвым душам". Это и не графика, а живопись. Чувствую, я буду завсегдатаем этого музея, открывающего искусство людям!» - пишет жительница Саратова С.А. Куничкина.

Недавно в музее побывала группа слабовидящих посетителей. Это были внимательные и вдумчивые зрители-слушатели, эмоционально реагировавшие на рассказ о художнике и описание его произведений.

Разменял свою третью декаду сентябрь, и новый учебный год для многих студентов и школьников помимо основного учебного процесса начался и с посещения музея-усадьбы. Мы были рады приветствовать будущих профессионалов – студентов Саратовского художественного училища, для которых имя В.Коновалова связано с особым пиететом: художник одним из первых стал его преподавателем. Очень надеемся, что знакомство с выставкой расширило кругозор студентов-первокурсников Саратовского Государственного Университета геологов, математиков, биологов и химиков.

Но уникальный подарок посетителям музея приготовил коллектив молодёжного театра-студии Радищевского музея АРТиКо под руководством сотрудника Ларисы Александровны Давыденко. Богатый иллюстративный материал, созданный В. Коноваловым по произведениям Н.В Гоголя, дал толчок для нового творческого проекта театра-студии. Так родился спектакль-фантазия «О том, как поссорился Иван Иванович с Агафьей Тихоновной, или Женихи поневоле». Наших зрителей ждёт ещё спектакль 9-го октября.

Когда-то «Саратовский листок» писал о Василии Коновалове: «…лучшего преподавателя рисования и живописи у нас не было и нет…он остался глубоким реалистом, не отрываясь от традиция старого передвижничества». И ещё: «хочется, чтобы саратовцы воздали должное его памяти».

Спустя долгое время эта возможность появилась.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры