Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка Юрия Владимировича Кочеткова «Время неподвластно человеку»

Дата мероприятия:  27.02.2024  —  12.04.2024
Телефон:  (84595) 2 10 94

            Выставка «Время неподвластно человеку» приурочена к 65-летнему юбилею художника Юрия Владимировича Кочеткова. Название выставке дал её автор. Он вступил в такой возраст, когда человек по-новому открывает окружающий мир. В молодости смену времён года замечаешь только по погоде: идёт дождь, снег или светит ослепительное солнце, а с годами к изменениям в природе становишься более чутким и не только по причине скачущего давления или суставных болей, а потому что собственные ритмы начинают соответствовать природным. В этом названии есть двойственность: сожаление художника об ушедших годах, но и понимание необходимости ценить каждое мгновение. Если найти свой смысл жизни и самозабвенно отдавать этому смыслу всего себя, то сила времени перестанет казаться такой пугающей. И тогда можно научиться сделать время своим верным помощником. И хотя индивидуальный финал человеческой жизни неизбежен, но если преодолеть эгоцентризм, то приходит понимание, что сама жизнь, инструментом которой и является человек, всё равно побеждает, как семена-парашютики одуванчика, распространяющиеся ветром по округе. Неслучайно одуванчики – любимый мотив художника, может быть, потому что они подобны человеческой жизни, которая коротка, но сопротивляется окружающей энтропии и хаосу. Опорой и смыслом жизни Юрия Владимировича стало творчество. Он научился жить в гармонии с временем природным, очищенным от политических страстей. Картину «Времена года», олицетворением которых стали несущиеся разноцветные кони с развевающимися гривами, можно назвать эпиграфом выставки. Сама природа своим вечным обновлением учит художника оптимизму. Вероятно, поиски именно такого времени, близкого к циклическому, привязанному к «солнечному ходу», привели Юрия Владимировича в 2002 году в Хвалынск – город, где пространство – шар, а время – колесо. Здесь не так ощутимо летящее линейное время. Чувство новизны, стремление к новым художественным горизонтам – не его конёк. Темой картин и этюдов Юрия Кочеткова неизменно остаётся жизнь природы во всём её многообразии, её движение, её круговорот. В своём творчестве художник продолжает реалистическую линию, сложившуюся в русском искусстве в XIX веке и плодотворную по сегодняшний день.

Жить и творить в провинции без надежды на признание – это требует веры в себя, постоянного преодоления сомнений. Юрий Владимирович Кочетков умеет верить в себя и мечтать, и эти качества помогли ему преодолеть все трудности, встретившиеся на его пути и выйти победителем.

На протяжении многих лет он, изучая опыт предыдущих поколений мастеров живописи, оттачивал свое мастерство. На выставке художник показывает амплитуду творческих интересов и профессиональных возможностей. Юрий Владимирович тонко чувствует цвет, разрабатывает его по тону, передаёт игру рефлексов, основываясь при этом на применении контраста: цветовые пятна контрастны, но внутри них – тональная разработка. Особенно это заметно в его натюрмортах с цветами, в осенних и зимних пейзажах, где холодная цветовая гамма снега или неба контрастирует с ярким цветом пожелтевшей листвы или разноцветными пятнами деревянных домиков, окрашенных в разные цвета. Часто пространство в его картинах строится тоже на контрасте переднего плана, детально разработанного, меньшего по масштабу (ветка, камни, цветы), резко отличающегося от величественного, растворяющегося в атмосфере дальнего, как в «Хвалынских просторах» с татарником на первом плане на фоне синеющих вдали гор. Художник работает обобщённо в этюдах и предельно точно в многотрудных картинах, сохраняя структурность формы и её материальную убедительность.

Начинал Юрий Владимирович свой путь в искусство с графики, он осваивал в молодости линогравюру и литографию. На выставке представлена одна из них: динамическая композиция цветной линогравюры «Навруз – праздник весны» (1996) создаёт впечатление быстрого кругового движения праздничного хоровода вокруг центральной фигуры танцующей узбечки, олицетворяющей Весну. Линогравюра построена на метафорах и ассоциациях, они дают образ солнечной радости, воспеваемой народными музыкантами, среди изобилия снеди. Но с годами предпочтения свои Юрий Владимирович отдал акварельной технике, и в его живописных картинах это увлечение акварелью особенно чувствуется в цветочных натюрмортах, где сохраняется светлая, лёгкая акварельная манера письма. Может быть, навыки работы в технике акварели сказались и в изображении зимних пейзажей, где важны тонкие переходы полутонов. Зимние этюды наполнены светом и атмосферой зимы, ощущением морозного воздуха. Улочки провинциального Хвалынска предстают или в солнечные дни осени, когда солнце не мешает выявлению каждой детали, или в спокойные пасмурные, когда рефлексы приглушаются и цветовые переходы становятся мягче.

Особенно удаются Юрию Кочеткову обобщённые образы природы и органически вписанные в неё уголки провинциального города. Художник сопрягает два плана: величественные волжские панорамы с замедленными, широкими ритмами и проникнутый теплом мир человека. Разные по темам, эти работы раскрывают идею вечной жизни природы, её связи с человеком, их взаимодействие. Это единство достигается точной соотнесённостью масштабов и ритмов, цветовой гаммой, а главное – ровным светом, создающим единую атмосферу, связывающую все элементы полотна. Сюжеты его работ подсмотрены на улицах города и окрестностей. Юрий Кочетков находит в них красоту неброскую, неяркую, но такую милую и родную, преображённую зачарованным и восхищённым взглядом художника. «Я пишу то, что вокруг меня…», – и в этих его словах вся правда о нём и его искусстве. Привыкание к тому, что вокруг, для многих художников равносильное притуплению творческого видения, а для Кочеткова приобретает противоположное значение. Только привыкнув к окружающему, он начинает видеть по-настоящему. Охотнее всего художник пишет простые будничные мотивы. Наблюдения сопрягаются с ощущениями, объективное и субъективное сливаются неразделимо.

Натюрморты с цветами, написанными то мягко и нежно, то плотно и насыщенно – это восторг художника перед красотой и богатством форм и цветовым великолепием вещественного мира. Художнику удаётся передать характер каждого цветка: гордую непреклонность ириса и хрупкую нежность маков и сирени…

Художнику по плечу и портреты, особенно детские и женские, в которых не только достигнуто внешнее сходство, но они окрашены лиричностью и добрым отношением к модели.

Романтическую направленность в целом реалистическим полотнам Юрия Кочеткова придаёт тема воды… Вряд ли словом можно передать безграничность этой темы: сиюминутные краски заката, туманное утро, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды и, конечно, теплоходы, лодки, парусники – непременные её спутники. Частыми «героями» его натюрмортов бывают речные обитатели – раки, рыба. Юрий Владимирович не только изображает водную стихию на своих холстах, но он с ребятами на станции юных техников занимался историческими моделями кораблей много лет, знает каждую деталь не понаслышке. На «парусах» этих кораблей «вплыл» Юрий Владимирович в семью хвалынских художников, обогатив её новым «незамыленным» взглядом некогда стороннего человека, но навсегда связавшего себя с Волгой и её пространствами. Художник стоял у истоков организации отделения изобразительного искусства в хвалынской детской музыкальной школе, которая не без его участия приобрела статус школы искусств. Педагогической работой художник занимался и в Доме детского творчества. Юрий Владимирович влюблён в своё дело, в прикосновение кисти к холсту. Самое главное и ценное, что эту любовь он передавал своим юным ученикам, заражает ею и зрителей.

Заведующий художественно-мемориальным

музеем К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородина

Краткая биографическая справка

Юрий Владимирович Кочетков родился в Ташкенте 1 февраля 1959 года.

С 1974 по 1976 гг. занимался в художественной студии Я.Л. Фрумгарца.

С 1976 по 1982 гг. учился в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова, которое окончил с отличием.

С 1982 по 1987 гг. учился в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н. Островского, на отделении промышленной графики.

С 1987 по 1995 гг. преподавал в Республиканском художественном училище им. П. П. Бенькова. Участвовал в Республиканских художественных выставках.

В 1999 принят в Академию Художеств Узбекистана.

С 2002 года по 2005 гг. работал педагогом ИЗО в Хвалынской детской школе искусств.

С 2005 по 2016 гг. работал педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества и на станции юных техников г. Хвалынска.

Каталог выставки Ю.В. Кочеткова

(Работы являются собственностью автора)

1. Внучка Теона. 2023. Х., м. 35х50
2. Внучка Алиса. 2023. Х., м. 35х50
3. Напитки Богов. 2023. Х., м. 60,5х64,5
4. Последние две навигации. 2023 Х., м. 64х62
5. На огонёк. 2023. Х., м. 40х70
6. Бим и Тим на посту. 2023. Х., м. 62х64
7. Осень. Хвалынск, ул. М. Горького. 2023. Х., м. 62х64
8. Анна. 2023. Х., м. 70х80
9. Автопортрет. 2023. Х., м. 40х50
10. Зимняя Богданиха. 2024. Х., м. 100х80
11. Времена года. 2024. Х., м. 100х80
12. Март - апрель. 2024. Х., м. 100х80
13. Нежные одуванчики. 2023. Х., м. 49х75
14. На троих. 2023. Х., м. 73х73
15. Маки. 2023. Х., м. 35х50
16. Подсолнухи. 2023. Х., м. 35,5х50
17. Весна пришла. 2023. Х., м. 35х50,5
18. Пионы. 2023. Х., м. 35х50,5
19. Вечерний теплоход. 2023. Х., м. 80х51
20. Русалочка. 2022. Х., м. 87х75
21. Берег Волги за Хвалынском. 2023. Х., м. 50х40
22. Меловые горы Хвалынска. 2023. Х., м. 50х40
23. Волжский берег. 2023. Х., м. 70Х60
24. Хвалынские просторы. 2020. Х., м. 50Х40
25. Ирисы в саду. 2023. Х.,м. 50х40
26. Морозно! 2022. Х.,м. 30,5х35,5
27. В горы. 2022. Х.,м. 57х86
28. В гору. 2022. Х..м. 60х100
29. Улица в Хвалынске. 2022. Х..м. 70х100
30. Осень. Волга. 2022. Х.. м. 50х90
31. На гребнях волн. 2004. Х.,м. 50х90
32. Сушёный лещ. 2023. Х.,м. 72х65
33. Яблоки Хвалынска. 2023. Х.,м. 72х65
34. Сирень. 2023. Х.,м. 49,5х39,5
35. Яблоки. 2023. Х..м. 49,5х39,5
36. Сосновый остров. 2024. Х., м. 80х100.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры