Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Усадьба семьи В.Э. Борисова-Мусатова: век XIX – век XXI. Новая выставка в мемориальном флигеле художника

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

  • Усадьба семьи В.Э. Борисова-Мусатова: век XIX –  век XXI. Новая выставка в мемориальном флигеле художника
Дата мероприятия:  04.11.2023  —  10.04.2024
Стоимость билета:  от 100 до 150 руб.

3 ноября 2023 года в 15 часов в мемориальном флигеле музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова открывается выставка «Усадьба семьи В.Э. Борисова-Мусатова: век XIX – век XXI». Основу экспозиции составили фотографии, архивные документы, мемориальные вещи из фондов Радищевского музея, материалы Государственного архива Саратовской области, частных собраний.

Судьба дома, сада, усадьбы – особая тема для мемориального музея мастера русского искусства Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905). Жизнь художника почти на всём протяжении его творческого пути была связана с уголком Саратова, волею судеб сохранившемуся и продолжающему играть свою роль в современной культурной жизни города. Как, из каких элементов сложилось это особое пространство – городская усадьба семьи Борисовых-Мусатовых? Открывающаяся в трёх залах мемориального флигеля выставка рассказывает об истории сохранения памятного места.

Век XIX и рубеж веков. Мастерская на Плац-параде. В самой большой комнате флигеля, служившей В.Э. Борисову-Мусатову мастерской, представлена история семьи художника, проиллюстрирован круг друзей, столичное окружение, этапы творчества. Экспозиция позволяет раскрыть такие темы как увлечение Борисова-Мусатова художественной фотографией, создание наиболее значимых картин мастера.

Век ХХ. Интерес к мусатовской усадьбе начался в первом десятилетии двадцатого века, когда близкое окружение художника приложило немало усилий для сохранения памяти о нём. Уже в 1912 году появляются фотографии, прекрасно отразившие облик бывшей усадьбы Борисова-Мусатова. Они были выполнены по просьбе В.К. Станюковича и П.В. Кузнецова фотографом В.В. Мизеровским, а уже в конце столетия послужили бесценным источником для реставрации памятника. Одним из ярких экспонатов является план усадьбы 1914 года, выполненный по заказу её второго владельца Генриха Генриховича Боксбергера. Документы двадцатых годов во многом отражают бурное, полное энтузиазма время, когда краеведческая и музейная жизнь советской России переживали подъём. Здесь акцентом выставки можно считать газету «Известия Саратовского совета», с опубликованной заметкой о создании музея В.Э. Борисова-Мусатова. Эти годы прекрасно проиллюстрированы благодаря фотофиксации памятного места сотрудниками Радищевского музея, инспекторами по охране памятников Саратовской губернии братьями Алексеем и Виктором Леонтьевыми. Известно, что они были чуть ли не единственными, кто периодически фотографировал мусатовский флигель.

Шли десятилетия, а любители творчества Борисова-Мусатова непременно старались побывать в тихом уголке улицы Вольской. Мусатовская усадьба существовала как бы в двух ипостасях: для кого-то – обыденный, ничем не примечательный старый двор и многочисленные коммунальные квартиры, для кого-то – сакральное место, пристанище мусатовской музы. Начиная с 1960-х годов усадьба на Вольской так или иначе оказывалась в поле зрения саратовских краеведов, писателей, архитекторов, искусствоведов. Это целая плеяда неравнодушных людей, внёсших свою лепту в сохранение культурного наследия: Л. Михайловский, А. Зайцев, А. Маясов, фотограф Радищевского музея В. Ефимкин. Большинство таких фотодокументов счастливо попали в архив музея, но и частные собрания пополняют наше представление о жизни мусатовского дома. Так сохранился макет книги К.В. Шилова «Мои краски-напевы», книги-легенды, в своё время вдохновившей сотрудника Саратовского исполкома Совета народных депутатов Антонину Владимировну Захарову на помощь в создание мемориального музея. Дом на Вольской, 33 оказался в поле зрения краеведа Д.С. Худякова, архитектора А.С. Папшева. Живописные фотоснимки созвучны стихам А. Вознесенского, который будучи в Саратове и побывав в Радищевском музее, экспромтом написал стихотворение, под впечатлением от посещения мусатовской усадьбы.

1990-е годы – десятилетие самоотверженной реставрации мемориального флигеля, которые велись под неусыпным надзором сотрудника Радищевского музея, заведующего отделом музеефикации Е.К. Савельевой, и увенчавшиеся его открытием.

Век XXI. Музей художника, открывшийся 14 апреля 2000 года, начал последовательно завоёвывать своё место в культурной жизни Саратова. Пленэры в саду, акции под открытом небом, «Ночи музеев», выставки, – неизменно находили отражение в фотографиях В. Кузьменко, А. Леонтьева, Н. Титова и музейных сотрудников. Незаметно прошло более двадцати лет и с момента первого областного конкурса детского рисунка «Мир Борисова-Мусатова». Его участники уже давно сами стали родителями, а рисунки, сохранившиеся в фондах – реплики мусатовских произведений и произведений саратовских художников-символистов, продолжают подкупать своей трогательностью и искренностью.

Осенью 2023 года завершились работы по реставрации и ремонту объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба Борисовых-Мусатовых, где жил и работал В.Э. Борисов-Мусатов». Перспективы для воссоздания усадьбы в полном объёме открылись после того, как дом вошел в программу по сохранению исторического наследия Саратовской области Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Вячеслава Володина.

Сейчас, когда усадьба вновь возвращается в музейную жизнь города, очень важно вспомнить о более чем вековой эстафете сохранения мусатовского уголка Саратова. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры