Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

О прошлом и настоящем. Виктор Борисов-Мусатов

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

120 лет отделяет нас, жителей XXI века от лета 1903 года – последнего саратовского лета, которое художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов провёл в городской усадьбе на Плац-параде, 13. Уже созданы «Гобелен» (1901) и «Водоём» (1902), заслуженно выдвинувшие Мусатова в лидеры отечественного искусства. Обретено и личное счастье: сложился круг близких друзей, в доме появилась хозяйка – жена. Годом раньше в число знакомств Виктора Эльпидифоровича вошёл молодой художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. В книге «Пространство Эвклида» К. С. Петров-Водкин описал впечатления от этой встречи: «В первый раз встретился я с Мусатовым в Саратове, в его домике, с крошечным садом в центре города. Изолированный высоким забором от соседей, там писал он свои пленэры и композиции». «С приятной завистью увидел я этот художнический уют. ˂…˃ я не знал тогда, что уют создаётся работой, что от всех раздоров и мелочности защищает настоящий творческий процесс, что нет большего уюта, как наедине с работой, когда вокруг тебя существа – образы просятся быть оживленными на холсте ˂…˃».

Так и происходит на холстах Борисова-Мусатова, оживают уголки сада: сирень, огненные лилии, лиловые колокольчики. Деревянный флигель, цветы сливаются с густотой холодной зелени, создают эффект гобелена, коврового плетения.

Вероятно, К. С. Петров-Водкин увлёк Мусатова идеей посетить его родину – Хвалынск, северную точку Саратовской губернии. Окружённый меловыми горами и синью Волги, живописный городок стал целью летнего путешествия художника, куда он приехал в сопровождении сестры Елены и супруги Елены Владимировны Александровой. К. С. Петров-Водкин помог им снять «крошечную дачку с открытой верандой, на которой неустанно шипел самовар, и пахло малиной и бергамотом». Вскоре к компании присоединились и близкие друзья – супруги Надежда и Владимир Станюковичи. К.С. Петров-Водкин описал строительство импровизированной мастерской: «…над нижним Черемшанским прудом, у старой мельницы. Заросшая вётлами, вязами и калинником, старая, колдовских времён механика ворочала своим колесом. Узоры дубов окаймляли противоположный берег пруда… Хозяйский сарай обращён был в мастерскую. Разобрана была верхняя от конька стена для северного света. Пол усыпан песком, на нём брошен ковёр. На побелённых стенах развесили этюды, дубовые ветки, и заброшенная дыра обратилась в мастерскую, где хотелось работать».

Природа подсказывала многое. В.К. Станюкович наблюдал: «каждый вечер он отправлялся в дубовые заросли, раскинувшиеся неподалёку, и, притаившись в зелени, долго выверял свои наблюдения над игрою света в листьях». Вдохновлённый, счастливый Виктор Эльпидифорович принялся за работу. «Русалочьи места», хвалынские дубравы будили воображение. Лето, переодевания и фотографирования – праздник «зелёного маскарада», всё располагало к тому, чтобы родилась «языческая» по словам самого В.Э. Борисова-Мусатова картина «Изумрудное ожерелье». Картину-панно с изысканным фризом из дубовых листьев, сложными цветовыми переходами, внутренним психологизмом художник совершенно справедливо считал своей удачей.

Осенью 1903 года В.Э. Борисов-Мусатов вместе с супругой начал готовиться к отъезду из Саратова. В декабре круг близких друзей в последний раз собрался в доме на Плац-параде, 13.

Ещё раз, чтобы окончательно уладить дела с продажей усадьбы, художник на несколько дней приезжал в родной город весной 1904 года. В это время в здании Дворянского собрания шла выставка «Алая роза», о которой Мусатов писал с гордостью, видя огромный творческий потенциал молодых художников-символистов.

***

Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова почти сразу после кончины, художника, попала в поле зрение его друзей, близкого окружения, немало потрудившихся для сохранения памяти о нём. Несмотря на все коллизии ХХ века, этот уголок Саратова не исчез, не растворился в современной городской застройке. С конца 1970-х и 1984 года, когда часть усадьбы – мемориальный флигель был передан Радищевскому музею, начался долгий путь возрождения всего историко-культурного комплекса. С лета 2022 года начались и идут полным ходом ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия – двухэтажном доме. Старый мусатовский дом на улице Вольской, 33, бывшем Плац-параде, 13, сейчас обретает вторую жизнь.

Параллельно с ремонтными работами сотрудники музея продолжают научную и просветительскую работу, готовясь к открытию новой экспозиции, рассказывающей об истории этого памятного места.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры