Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Город, где жил художник. Часть II

Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

Сегодня следовать маршрутами В.Э. Борисова-Мусатова – значит погрузиться в особый дух минувшей более ста лет назад эпохи, увидеть воочию тот Саратов, который знаком лишь знатокам-краеведам по старым открыткам и архивным фотографиям. Многие пункты на этой условной карте перестали существовать в XXI веке, но значительная часть мест, дорогих сердцу художника, к счастью, сохранилась. И, выдвинувшись из небольшого флигеля на Вольской, 33 – средоточия души и творческих замыслов знаменитого живописца, мы можем пройтись дорогами юного Вити Мусатова, например, к зданиям Воскресной школы И.Ф. Ананьева, Александро-Мариинского училища, восстановить традиционный маршрут саратовских прогулок зрелого таланта – к мастерским его младших современников, печально известной в их судьбе церкви Казанской Божьей Матери. Пересекаются с этими маршрутами пути, пройденные в годы духовного и творческого совершенствования художника, проведенные в путешествиях, между Саратовом, Москвой, Петербургом и Парижем. И рефреном звучат в каждой из частей «Мусатовских маршрутов» «остановки», ставшие лейтмотивами его саратовской жизни, его исканий и встреч: Мастерская на Плац-Параде, Музей А.Н. Радищева, волжские берега и Зеленый остров, центральные улицы города.

Вторая часть следования мусатовскими путями относится к чрезвычайно значимым в судьбе Борисова-Мусатова годам внутреннего роста и самопознания художника, ко времени поиска собственного живописного почерка, «обретения голоса». Все пункты нашего маршрута в этой части связаны с эпохальным для Саратова событием – открытием Радищевского музея.

Радищевский музей

Одно из важнейших мест, вдохновлявших будущего мастера кисти, появилось на Никольской улице (ныне ул. Радищева). Именно там 29 июня 1885 года произошло грандиозное для жизни Саратова событие – по инициативе профессора живописи А.П. Боголюбова, внука знаменитого автора «Путешествия из Петербурга в Москву» и «бунтовщика хуже Пугачева», открылся музей им. А.Н. Радищева, первый общедоступный провинциальный музей в России. Его здание возводилось в течение двух лет по проекту архитектора, профессора Императорской академии художеств И.В. Штрома под руководством губернского архитектора А.М. Салько. Еще год потребовался для завершения внутренней отделки и размещения пополнивших музей коллекций. В их число вошли экспонаты, составляющие гордость музея: картины и этюды А.А. Иванова, Ф.А. Васильева, работы Ф. Депорта и Ф. Буше, К. Тройона и А. Монтичелли, и, конечно, многочисленные произведения самого А.П. Боголюбова. Так, в первый год работы музея в его собрание исчислялось 3979 предметами. Боголюбовская коллекция, состоящая, в том числе, из редких книг и альбомов насчитывала 1300 произведений.

Сложно переоценить воздействие этого небывалого для Саратова события – открытия Радищевского музея – и на пятнадцатилетнего тогда Виктора Мусатова. Увиденная воочию богатая коллекция русской и европейской живописи, пожалуй, сыграла в развитии творческой манеры художника не меньшую роль, чем наставления его первых учителей и советы сподвижников, с которыми Борисов-Мусатов и познакомился благодаря организации Радищевского музея в Саратове. Сегодня адрес исторического здания Радищевского музея – ул. Радищева, 39.

Общество любителей изящных искусств

Открытие Радищевского музея стало отправной точкой для развития художественного образования в Саратове, послужило предпосылкой к возникновению значительного художественного явления – Саратовской школы живописи, одним из самых ярких и самобытных представителей которой по праву признан Виктор Борисов-Мусатов.

В 1887 году в Радищевском музее состоялось собрание, на котором было принято решение создать Общество Любителей Изящных Искусств (ОЛИИ). Инициатором основания ОЛИИ выступил Ананий Львович Кущ, хранитель Радищевского музея. Спустя два года, в 1889, во многом благодаря инициативе саратовской интеллигенции, общество, в уставе которого главной целью значилось «… служить сближению местных деятелей в области изящных искусств и лиц, им сочувствующих, содействовать развитию и распространению искусств в Саратове, оказывать помощь саратовцам, желающим совершенствоваться в изящных искусствах»», было образовано.

Деятельность ОЛИИ становится одной из блестящих страниц истории Саратовского края. Почетными членами ОЛИИ были А.П. Боголюбов и А.И. Косич (саратовский губернатор). Действительным членом Общества любителей изящных искусств с момента его основания значится юный Виктор Мусатов. ОЛИИ имело устав, в котором были сформулированы его цели и права, сфера деятельности, состав и бюджет, публиковало ежегодные подробнейшие отчеты.

Среди искусств, которым покровительствовало ОЛИИ, центральное место занимали живопись, пластика, музыка, поэзия, драматическое искусство и художественное чтение. В число мероприятий, устраиваемых Обществом, входили художественные выставки, концерты, художественные и музыкальные вечера, спектакли, публичные лекции и чтения, публикация книг и журналов, организация библиотеки, устройство студий и мастерских.

29 ноября 1889 года на товарищеских началах в составе ОЛИИ возникла студия с целью «самопомощи и совершенствования», где художники могли обмениваться знаниями, обсуждать профессиональные проблемы. Её основу составила учащаяся молодёжь и несколько взрослых художников, профессионалов и дилетантов, всего 16 человек. У ее истоков стояли выпускник императорской Академии Художеств, преподаватель Александро-Мариинского реального училища Василий Васильевич Коновалов, живописец-любитель Алексей Павлович Шеве, Гектор Павлович Баракки. Спустя 6 лет, при ОЛИИ открывается детская (возраст учеников – от 9 лет) школа, в число преподавателей которой входит Федор Максимович Корнеев. Среди посещавших студию и школу были В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, А.Т. Матвеев, А.Е. Карев.

Важнейшей сферой деятельности художественной студии при ОЛИИ помимо внедрения художественного образования стала организация выставок. Так, с момента возникновения художественной студии до 1900 года состоялись 4 выставки ОЛИИ, 3 из них – в залах Радищевского музея. На регулярно устраиваемых вернисажах жителям города демонстрировались работы представителей профессионального сообщества живописцев, художников-любителей и учеников школы при ОЛИИ.

За время своего существования Общество любителей изящных искусств сменило несколько адресов, среди них значатся: Московская, дом Скорнякова против Гостиного двора, Дом Феокритова на Никольской (с 1898 года занимала студия живописи и рисования с 1889, а с 1892 – рисовальная школа при ОЛИИ, современный адрес – пересечение улиц Радищева и Сакко-и-Ванцетти, дом утрачен), Константиновская, дом Г.А. Софинского (несохранившееся здание на ул. Советской, 7).

Боголюбовское рисовальное училище

Боголюбовская рисовальная школа была открыта двенадцатью годами позже музея, уже после смерти А.П. Боголюбова, 23 (11) февраля 1897 года, как филиал Петербургской центральной школы технического рисования барона Штиглица. Продолжая демократическое начинание, положенное основанием Радищевского музея, Боголюбовское рисовальное училище было на рубеже XIX–ХХ веков одним из немногих общедоступных культурно-просветительских учреждений России. По проекту Штрома при постройке здания Радищевского музея должны были быть возведены боковые одноэтажные пристройки под мастерские рисовального училища, однако из соображений экономии эту идею отложили, и Боголюбовская рисовальная школа соседствовала в здании Радищевского музея с экспозиционными залами, занимая все отведенные под учебный процесс помещения, и просуществовала по этому адресу до конца 1923 года.

Музей и училище по замыслу их основоположника должны были стать единым культурно-образовательным центром, «дабы возвысить образовательное дело юношества». Важной особенностью рисовальной школы являлся прикладной аспект получаемого в ней художественного образования, внедрение в учебный план искусствоведческих и теоретических дисциплин – истории искусств, композиции, теории перспективы. В Боголюбовском рисовальном училище в разные годы преподавали В. Рупини, В. Коновалов, П. Боев, Е. Боева (Гопфенгаузен), Н. Волконский, П. Уткин, П. Зыбин, А. Никулин, П. Троицкий, А. Савинов, А. Кравченко, И. Степашкин, К. Поляков, Е. Егоров, Б. Миловидов и другие талантливые художники-педагоги. Современный адрес Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова – ул. Университетская, 59.

Василий Васильевич Коновалов

Годы, проведенные в Саратовском реальном училище стали для юного Виктора Мусатова временем обретения друзей и наставников, определивших его художественные вкусы и устремления. Особое место среди них занимает художник Василий Васильевич Коновалов (1863 – 1908). Уроженец Петербурга, выпускник Академии художеств, В.В. Коновалов прибыл в Саратов 21-летним молодым человеком и стал свидетелем и активным участником становления культурной среды Саратова, внес ощутимый вклад в ее дальнейшее формирование. Он преподавал в 1-й Мариинской гимназии, Обществе любителей изящных искусств, являлся экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок и, наконец, приобрел широкую известность в качестве педагога Боголюбовского рисовального училища. Представитель позднего передвижничества, экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, иллюстратор сочинений Н.В. Гоголя, Коновалов известен, в первую очередь, как художник-педагог. Коновалов был учителем многих ярких и популярных художников – Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев получили первые уроки изобразительного искусства у Василия Васильевича Коновалова и на всю жизнь остались благодарны ему за внимание, терпение и душевную теплоту. Именно Коновалов первым увидел живописный талант Виктора Мусатова, разгадал его незаурядные творческие способности, настойчиво рекомендовал стать профессиональным художником.

Произведения самого Василия Коновалова, совершенно в духе позднего передвижничества, отличались острым интересом к социальной проблематике, приверженностью реалистическим традициям в живописи, доходившим порой до натурализма. Однако истоки творческих поисков В. Борисова-Мусатова берут свое начало именно в уроках, а затем и в дружеских беседах с этим талантливым и необычным человеком. В позднем же творчестве Коновалова видны значительные изменения в колорите, произошедшие благодаря влиянию импрессионизма, осмысленного, в первую очередь, сквозь призму творчества В. Борисова-Мусатова. Коновалов сменил в Саратове несколько адресов. В 1890-е годы он жил на улице Грошовой, в доме Быкова (ныне – ул. Дзержинского), затем на углу Малой Сергиевской и Приютской, в доме Петелина (в современном Саратове – пересечение ул. Мичурина и Комсомольской), затем снова на ул. Грошовая, в доме Артамонова.

Гектор Павлович Баракки

Рядом с именем Василия Коновалова по праву должно стоять имя Г.П. Баракки (1852 – 1915), итальянца из Вероны, выпускника Миланской художественной академии, связавшего с 1873 года свою жизнь с Саратовом и оказавшего большое влияние на юного Виктора Мусатова. Как художник-станковист Баракки заслужил славу «певца Волги». Он создавал и небольшие волжские этюды, и более крупные, сложные композиции, свидетельствовавшие о театральных пристрастиях автора. В 1897 году художник стал владельцем фотографической мастерской П. Ушакова, поставив дело на образцовом техническом уровне, и оставался ее хозяином в течение тринадцати лет. Кроме того, Баракки писал заказные портреты и оставил изображения государственных чиновников, именитых купцов, людей из близкого ему круга саратовской интеллигенции, оформлял интерьеры общественных зданий, украшал выставочные павильоны, работал декоратором в нескольких саратовских театрах, создавал экспозиции выставок, то есть занимался тем, что сегодня назвали бы дизайном. В эту сферу деятельности художник погрузился во многом благодаря своему членству в Саратовском обществе любителей изящных искусств, одним из учредителей и заметных деятелей которого он являлся. Баракки обладал незаурядными педагогическими способностями. О нем тепло отзывались его многочисленные ученики, среди которых Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев, Алексей Карёв, Александр Савинов и еще очень многие. Его саратовским адресом на рубеже ХIХ-ХХ веков стала улица Соляная, д. 30.

Федор Максимович Корнеев

Дом художника-педагога Федора Корнеева (1869 – конец 1940-х?) располагался на Малой Казачьей (Яблочкова, 5). Академика живописи, преподавателя Боголюбовского рисовального училища, владельца художественной студии и единственного в Саратове художественного салона-магазина, а также его жену, Ольгу Григорьевну, связывали с В.Э. Борисовым-Мусатовым не только профессиональные, но и дружеские отношения. Корнеев, как и Мусатов, был регулярным участником художественных выставок, устраиваемых Обществом любителей изящных искусств. В 1898 он преподавал в рисовальной школе ОЛИИ, а в 1900-м планировал создать в Саратове на свои средства музей, состоящий только из произведений саратовских художников, уроженцев города и тех, кто длительное время работал здесь. Корнееву, прославившемуся как мастер парадного портрета, удалось собрать довольно обширную коллекцию картин и скульптур, а также фотографий и документов, связанных с художественной жизнью Саратова. Салон-магазин, как и классы частной студии рисования, открытой Корнеевым в 1906 г., был расположен на первом этаже фамильного домовладения этой супружеской пары. Студия Ф.М. Корнеева работала вплоть до конца 1920-х годов: в 1929 она была национализирована, а сам Федор Максимович арестован по обвинению в саботаже «распоряжения советских органов и… контрреволюционной агитации», по постановлению тройки в январе 1930 года он был выслан в Архангельск с полной конфискацией имущества.

Его творческое наследие до сих пор не оценено. Дом Корнеевых не сохранился.

Следующая наша прогулка перенесёт нас в самый плодотворный творческий период в жизни В.Э. Борисова-Мусатова, связанный с родным городом.

Литература:


Савельева Е.К. "Дабы возвысить образовательное дело юношества..." // Волга: Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Саратов, 1998. № 2/3. С. 149–155.

Савельева Е.К. Общество любителей изящных искусств в Саратове: Конец XIX – началоXX века // Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: Материалы шестых Боголюбовских чтений, посвященных 175-летию со дня рождения А.П. Боголюбова 28-31 марта 1999 года / Отв. ред. Г.М. Кормакулина. Саратов, 1999. С. 92-99.

Похазникова И.С. Виктор Борисов-Мусатов и общество любителей изящных искусств // http://ftp.museum.ru/N23073

Венок Виктору Борисову-Мусатову / Сост. Белонович Э.Н. Саратов: Общество друзей Радищевского музея, СГХМ имени А.Н. Радищева. 2020

Алексей Голицын. Саратовские художники. Возвращенные имена / Ред. А.Е. Сафронова; вступ. ст. Г.А. Беляева, С.Г. Боровиков, Е.И. Водонос; подг. текстов и илл. А.А. Голицын, Г.А. Беляева; Общество друзей Радищевского музея — Саратов, 2021.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"