Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Петр I . Взгляд сквозь века. К 350-летию Императора» из собрания Радищевского музея

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • «Петр I . Взгляд сквозь века. К 350-летию Императора» из собрания Радищевского музея
Дата мероприятия:  01.10.2022  —  16.03.2023
Телефон:  8 (8453) 44 03 75

Выставка посвящена 350-летнему юбилею Петра Великого, который широко отмечается в этом году в России. Юбилейная экспозиция призвана расширить представление о петровской тематике в коллекции Радищевского музея.

В залах соседствуют произведения оригинальные и тиражные, парадные и камерные. Выставка состоит из нескольких разделов, характеризующих Петра как продолжателя династии Романовых, создателя российской регулярной армии и отечественного морского флота, а также как родоначальника новых европейских традиций в культуре и повседневности.

Родословная первого русского императора представлена галереей портретов членов его семьи из сборника «Царственный дом Романовых». На них изображены родители Петра – царь Алексей Михайлович и царица Наталья Кирилловна Нарышкина, родственники по линии Милославских – сводные братья Фёдор, Иван, сводная сестра Софья, а также сам Пётр и его супруга Екатерина. Вариант картины Н.Н. Ге «Царь Пётр допрашивает царевича Алексея в Петергофе» напоминает о трагической истории взаимоотношений царя и его сына.

Петру I принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и завоевания Россией выхода к Балтийскому морю. Важнейшие сражения русской армии со шведской времён Северной войны запечатлены на четырёх гравюрах с картин, заказанных Петром в 1717 году художнику Пьеру Мартену-младшему. Они представляют битву при деревне Лесной, Полтавскую баталию и Гангутский бой. На выставке присутствуют сделанные рукой основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова эскизы к видам морских сражений российского флота со шведским при Эзеле и Гангуте.

На протяжении всей своей жизни Пётр активно интересовался новейшими достижениями в разных областях экономики, промышленности, культуры. Дважды (в 1696 в 1716 годах) он отправлялся в длительные путешествия за границу, где жадно впитывал новые знания и впечатления. Пётр был неприхотлив в быту, и в повседневной жизни довольствовался простыми функциональными вещами. Он хорошо знал и ценил голландскую культуру быта и старался прививать ее в России. Очень популярный в то время дельфтский фаянс, имитировавший модные тогда изделия из китайского фарфора, а также подлинные русские и голландские печные изразцы XVIII столетия являются яркими отражениями вкусов петровской эпохи.

Пожалуй, главную роль на выставке играют изображения Петра, выполненные в живописной и графической технике. Единственный скульптурный портрет был выполнен в 1876 на Императорском фарфоровом заводе по проекту главного модельмейстера Августа Шписа и представляет героизированный образ царя в одеянии римского императора.

Большая роль в собирании и систематизации петровских портретов принадлежит известному коллекционеру Дмитрию Александровичу Ровинскому, издавшему несколько томов образцов печатной графики XVI-XIX столетий. Листы из атласов Ровинского представляют редкие типы иконографии русского императора, сделанные с гравюр выдающихся русских и западных мастеров XVIII века.

Д.А. Ровинский активно собирал и изучал русский лубок. Петровская эпоха привнесла в народные картинки свой неповторимый оттенок: многие герои сказок, баталий и поучительных историй «оделись» в европейское платье, а черты Ильи Муромца, Александра Македонского, Бовы Королевича стали напоминать лицо самого Петра. Лубочные образы показали и отрицательное отношение народа к правителю. Гравюры «Кот Казанский» и «Мыши кота хоронят» полны острой критики в адрес петровских нововведений и даже самой внешности царя-реформатора.

Пётр придавал огромное значение гравюре как одному из инструментов пропаганды европейского образа жизни. При его непосредственном участии в стране стало активно развиваться книжное дело. В 1872 году в России широко отмечался двухсотлетний юбилей Петра Великого. С этого времени стал возрастать интерес к личности царя-реформатора и появляться первые печатные издания о нём. На выставке представлены уникальные книги из библиотечного фонда Радищевского музея, посвящённые первому императору России.

Собранные в одном пространстве живопись и графика, русский лубок и западная гравюра, книжные иллюстрации наглядно показывают, насколько неисчерпаемой и многогранной была личность Петра Великого, вдохновлявшая мастеров разных эпох на прекрасные творения. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"