Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Летний пейзаж. Из истории хвалынских пленэров»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  21.06.2022  —  10.08.2022
21 июня 2022 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) открылась выставка работ, выполненных в Хвалынске в 1990-е годы, «Летний пейзаж. Из истории хвалынских пленэров». Работы, представленные на выставке, – это подарки музею художников из разных городов России, заложивших в конце 1980-х годов традицию организованных хвалынских пленэров, внешним продолжением которых стали фестивали «Хвалынские этюды на родине К.С. Петрова-Водкина». Почему только «внешним»? Потому что тогда художниками двигал поиск смыслов, а не только практическая работа на натуре. Сущностью их творческого метода было «двойное преображение». Один из лидеров тогдашнего движения В.А. Мошников писал в 1990 году: «Первое преображение связано с ориентацией на пластику, отказом от натуралистических и академических способов изображения. Второе преображение – создание особого поэтического мира, построенного по законам гармонии и красоты», речь шла об «одухотворении пластического элемента». Они работали на натуре, но на натуру они проецировали свой внутренний образ. Неслучайно так редко можно узнать конкретное место в их работах, они стремились к созданию «чистого» пространства на плоскости холста, но не географического или исторического, а метафизического в виде связанной во всех частях живописной материи. Приоритетным в художественном языке художников, работавших тогда на пленэре, лежало подражание не предметной видимости, а её упорядоченности и гармоничности, то есть строительство художественного произведения. Причём эти художники пытались идти от субъективных образов, созданных фантазией человека к архетипическим (априорным первообразам коллективного бессознательного). В творчестве «патриархов» хвалынских пленэров – В.А. Мошникова и П.А. Маскаева архетипический образ является уже доминирующим: они пытались во временном аспекте бытия узреть вечность.

Эти художники понимали, что восстановление и укрепление национальных традиций не может быть без прививки наиболее позитивных и жизнеспособных элементов различных направлений культуры Запада. Они изучали пластический язык тех направлений, в которых актуализировались формы символического мышления, где можно усмотреть распад линейной перспективы – этой опоры позитивистского мышления (постимпрессионизм, экспрессионизм, тяготеющий к готике, творчество набидов, кубизм). Им неважно было передать состояние природы в данный момент времени, т.е. чувственный момент, а важно было сверхчувственное начало. При всей внешней несхожести творческих проявлений этих художников и К.С. Петрова-Водкина, их роднило главное: попытка увидеть в сущем должное, идеальное. Этими художниками двигала «коллективная воля к сакральному», она объединяла их.

В те годы на хвалынской земле складывался дух братства, солидарности, создавалось коллективное духовное поле, влияющее на каждого участника и на конечный коллективный результат. Так вызывалось к жизни связанное тело – «общее чувствилище», как говорил В.Соловьёв. Это движение художников (а его действительно не назовёшь просто пленэром, потому что задачи ставились превосходящие пленэрные) существовало более 30 лет. Остаётся верить, что семена, посеянные ими прорастут в новом поколении их последователей. Выставка ещё и ещё раз даёт возможность прикоснуться к тому длинному летнему дню культуры, направленной, хочется верить, к своему сакральному будущему.

На выставке представлены работы Владимира Мошникова, Павла, Татьяны и Григория Маскаевых, Вячеслава Морковина, Елены Мальцевой, Елены и Геннадия Панфёровых, Натальи и Анны Леонтьевых, Светланы Лопуховой, Алёны Батраевой, Ольги Гудковой, Светланы Золиной и других, ставших близкими и необходимыми в этом общем «теле-чувствилище», в котором онтогенез одного влиял на филогенез всей группы.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"