Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка «В объятиях зимы» (по итогам IV Православного пленэра)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

С 1 апреля по 5 мая в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина экспонируется выставка «В объятиях зимы» по итогам IV Православного пленэра, который проходил в конце января 2022 года.

Организаторами его выступили Сызранская епархия, Союз художников Сызрани, галерист Александр Макаров. На этот раз в пленэре принимали участие наряду с сызранскими художниками В.Евсеевой, А.Михеевым и М.Гавриловой, Ю.Русиновой, художники из Перми, Коломны, Магнитогорска, Нижнего Тагила и Волгограда, которых Сызрань покорила своей стариной и основательностью. Впервые православный пленэр проходил зимой, требующей от художников быстрой концентрации. В своих работах художники попытались опровергнуть утверждение, что зима - это унылый бесцветный период. Ослепляющая белизна снежного леса, пушистые сугробы, укрывшие ветви деревьев и кустарников, запрятанные под снегом бескрайние поля, белые и красные кирпичные храмы и монастыри, морозная дымка и солнце, оттепель и облачность, ясный день и ранние городские сумерки – всё это вдохновило художников. У каждого мастера зимний пейзаж приобретает своё настроение. Не будем забывать, что нам повезло, ведь более половины населения земного шара никогда не видело снега!

Спит, «отдыхает» природа на холстах Л. Малышевой (г. Пермь). Её тишина в пейзаже «Вотчина отца Николая» как будто нарушается только скрипом снега под ногами идущего по дороге монаха. Пейзаж построен на контрасте красного в архитектуре кирпичного храма и голубого в высоком небе и таких же тенях на снегу. Её кисти принадлежит профильный портрет епископа Сызранской и Шигонской епархии Леонтия, убеждающий не только сходством, но и психологической характеристикой. Величавый облик монаха заключает внутреннюю силу, энергию, уверенность в себе.

«Спасская башня» и «Казанский собор» художницы И. Тур (Волгоград) тоже опровергает утверждение, что зима - это унылый бесцветный период. Художница написала узнаваемые «визитные карточки» Сызрани в солнечный день, сделавший их яркими, колоритными, когда снег можно писать голубым, синим, лазурным. Архитектура города в её работах становится декорацией к театру красок и теней.

Трудно оторваться от отстранённой красоты могучих деревьев в инее, возвышающихся над небольшими деревенскими домиками в работе вдохновительницы и организатора пленэров В.Евсеевой (Сызрань). Художница передаёт сиротливость изб, утопающих в снегах. Всё вокруг проникнуто приближением ранних зимних сумерек. Но зимний пейзаж даёт возможность художнице решать и другие фактурные и колористические задачи: она подчёркивает разнообразие серовато-голубоватых оттенков снежного покрова на земле и крышах строений и находит гармонию тональных и структурных связей между коричневатой ажурностью берёзовых крон, зелёных лап высоких сосен на берегу реки с прихотливым силуэтом кирпичного храма.

А.Михеев (Сызрань) работает на улицах города, пишет заснеженный Казанский собор в облачный день, где тоже не найти яркой насыщенности красок, хотя и здесь художник находит цветовые контрасты в одежде горожан и в архитектуре, подчёркнутые белизной снега. В «Солнечном дне» кисть Михеева удивительным образом ловко подмечает все тончайшие оттенки терракотового цвета для застывших в ожидании весны растений.

Такими же скупыми и неяркими красками и полутонами написаны работы Л. Орловой (Нижний Тагил) «Воробьиная стая», «Следы на снегу», «Снегопад. Сызрань». В них есть и почти весенние признаки первой оттепели, и торжество рождественского таинства среди городских стен.

Та же волшебная красота сияющих церковных куполов в акварелях М. Лебедевой. Серовато-розоватое небо, игра света и теней подчёркивают величественную стройность архитектуры. Купола Казанского собора органично продолжают природный ландшафт, оживляя золотом ненастные зимние деньки. Её пейзажи, где кисть удивительным образом ловко подмечает все тончайшие переходы, олицетворяют спокойствие души.

После работы на свежем воздухе художники проводили мастер-классы в художественной галерее А. М. Макарова «Наследие». Например, живописный мастер-класс провёл член СХР Зеленецкий Павел Васильевич (г. Коломна). После тонального пленэра художники рады были окунуться в цветовой контраст сине-голубого и жёлто-оранжевого постановочного «Натюрморта с бананами». Три таких натюрморта, написанные с разных точек, вносят яркие аккорды в экспозицию выставки.

Обращаясь к такому суровому сезону, который, казалось бы, может подарить только минималистично-монохромную палитру, участники зимнего пленэра доказали, что и в нём можно уловить невероятно сложные вкрапления цвета и неожиданную игру света и теней.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"