Образы «Благовещения» и «Рождества Христова» на новой выставке в Энгельсской галерее

  • Образы «Благовещения» и «Рождества Христова» на новой выставке в Энгельсской галерее
Дата мероприятия:  14.03.2022  —  25.06.2022
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

Образ Пресвятой Богородицы в русской культуре занимает совершенно особое место. Ей, Заступнице и Покровительнице рода человеческого, ставшей «невместимого Бога вместилищем», посвящены торжественные гимны и проникновенные иконописные образы. По преданию, первые иконы с изображением Богоматери были привезены на Русь из Константинополя в X–XI веках и являли собой свидетельство глубокого преемства и духовной связи двух культур – византийской и русской. Богородичная икона на Руси была святыней и моленным образом, средоточием главных принципов веры и семейным достоянием, которое передавали из поколения в поколение. За десять веков христианской культуры в России создано великое множество изображений Пресвятой Богородицы, специалисты насчитывают до семисот иконографий.

На выставке произведений XVI – начала XX века из собрания Радищевского музея представлены все основные иконографические типы и наиболее известные варианты Богородичных икон. Образы «Благовещения» и «Рождества Христова» отображают одни из самых важных евангельских событий, их иконография относится к биографическим композициям, повествующим о земной жизни Богородицы. Источниками для икон, посвященным важным моментам жизни Девы Марии – Рождеству, Детству, Успению, – стали апокрифы. На сложение Богородичной иконографии оказал влияние и Ветхий Завет. Так, в сложной композиции образа Богоматери «Неопалимая Купина» XIX века отражена та теологическая традиция, которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета. Жития святых и писания святых отцов также были материалом для создания Богородичных образов. Икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», сюжет которой был чрезвычайно любим почитателями основателя Троице-Сергиевой Лавры, была написана в 1830-х годах в мастерской монастыря.

Изображение Богоматери в молитвенном предстоянии перед Спасителем представлено в искусно выполненном в технике золотного лицевого шитья «Деисусе» XVI века.

Из-за особой камерности, позволяющей достичь интимного молитвенного общения, на Руси были распространены поясные образы Богоматери с Младенцем, которые условно делятся на четыре типа. С древнейших времен в древнерусском искусстве существовал тип изображения Богоматери «Оранта» (с латинского – «Молящаяся»). Мотив нескончаемой молитвы за человечество присутствует во всех Богородичных иконах, но в «Оранте» он составляет главную черту, основной смысл образа. К этому типу принадлежат представленные на выставке иконы «Богоматерь Знамение» 1780-х годов и интересный редкий иконографический извод «Богоматерь Вспоможение в родах».

Наиболее торжественным и широко распространенным во всем христианском мире явился иконографический тип Богоматери «Одигитрии» (с греческого – «Путеводительница»), в котором отражена концепция Богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия дарует и указывает верующим путь спасения. «Одигитрией» называлась древняя, приписываемая апостолу Луке чудотворная икона – главная святыня всей Византийской империи. В русской иконописи этот тип известен с XI–XII веков большим числом изводов, многие из которых на Руси получили наименование по месту почитания: Богоматерь Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская и многие другие. Поздние иконы этих прославленных изводов также представлены на выставке.

Наиболее лиричным и трогательным из всех типов иконографий является тип Богоматери «Елеуса» (с греческого – «Милостивая»), или «Умиление», повествующий об интимной стороне общения Матери с Сыном. К типу «Елеуса» относится именитая Богоматерь Владимирская, несколько икон этого извода демонстрируют разное художественное прочтение излюбленного образа.

Тема прославления Божией Матери отражена в ряде, так называемых, акафистных икон –«Богоматерь Нечаянная Радость» и несколько представленных образов загадочной и популярной в России в XVIII – XIX веках иконографии «Богоматерь Всех скорбящих Радость». В числе редких вариантов – образ «Богоматерь Умягчение злых сердец».

Широко представленные на выставке Радищевского музея памятники, от основных иконографических типов до редких изводов, лишь отчасти отражают великое многообразие Богородичных образов, созданных за столетия христианства. Любовь и почитание Богоматери на Руси нераздельно слились с ее иконами и воплотились в многогранном художественном творчестве.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений