Мир Н.В. Гоголя глазами В.В. Коновалова
Автор: | Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом |
Дата мероприятия:
07.05.2014 — 06.07.2014

Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя выполнены Василем Васильевичем Коноваловым (1864-1908) вероятнее всего в 1902 году (на листах даты создания не указаны), когда к 50-летию смерти писателя Саратовское губернское земство решило издать избранные произведения Н.В. Гоголя. Двухтомник увидел свет в 1902 году, в оформлении произведений писателя кроме художника В.В. Коновалова, выполнившего большую часть иллюстраций, принимал участие и художник-любитель, критик и общественный деятель Николай Дмитриевич Россов (1866-1914). В художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина оригиналы иллюстраций В.В. Коновалова к гоголевским произведениям передала в 1961 году жительница Хвалынска Вера Михайловна Белозёрова – дочь Михаила Валерьяновича Рыбицкого (1864-1933), возглавлявшего в начале ХХ века саратовскую земскую типографию. По всей вероятности, именно от отца, умершего в Хвалынске во время голода 1933 года, иллюстрации попали к дочери, а позже – в музей. Всего в музее хранится 39 иллюстраций: 9 - к «Женитьбе», 7 – «Носу», 5 – «Заколдованному месту», 11 - к «Ночи перед Рождеством», 7 – «Жалованной грамоте».


Чаще всего встречаются полосные иллюстрации, реже – полуполосные. Останавливаясь на отдельных моментах сюжета, Коновалов не старался найти оригинальный пластический ход, он просто добросовестно воссоздавал ситуацию. Единственное, что отличает иллюстрации, например, к «Женитьбе» от иллюстраций к «Носу» - техника исполнения: в первом случае более лёгкая, «подвижная» - кистевой рисунок тушью и чёрной акварелью, во втором - «весомая», но сковывающая – белила и чёрная масляная краска. Выбор живописной техники иллюстрирования говорит о независимости иллюстраций от листа книги: там, где органичнее было бы использование самого книжного белого листа, Коновалов использует белила.

Свойственные самому Коновалову «ноющая, неизбывная боль за человека, за проклятую неустроенность его жизни», этот сплав трагического и лирического, оказались созвучными ему в творчестве Гоголя. Во второй половине 1830-х годов Гоголь писал Погодину из Женевы: «…На Руси есть такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпёж мне пришлось глядеть на них. Даже теперь плевать хочется, когда об них вспомню». И при этом писателя никогда не покидала любовь к отчей земле, он всегда чувствовал, что в сердце его Русь, «не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь…».
По всей вероятности, Коновалову были близки гоголевский искрящийся юмор и обличительная сатира, не случайно, как пишет К.В. Шилов, Коновалов «выступал в любительских спектаклях по Чехову» в Саратове, пьесам которого свойственен всё тот же сплав драматизма и комизма. Вот это «двойное зрение» присутствует в иллюстрациях Коновалова. Художнику хорошо были знакомы прототипы гоголевских персонажей, этакие провинциальные «антики», как называл их писатель Н. Лесков. Русская действительность поставляла их в изобилии. Но Коновалов, как и его блистательный предшественник, первый иллюстратор «Мёртвых душ» Н.Гоголя А.А. Агин, не придаёт внешности героев карикатурной заострённости. Его портреты остаются в рамках жизненного правдоподобия – в духе «натуральной школы». Он сумел найти меру объективной достоверности и убедительности в чертах лица, жесте, деталях, в изображении обстановки. Возможно, Коновалов подпал под обаяние рисунков А.Агина, которые он, несомненно, видел. Они выходили в виде альбома «Сто четыре рисунка к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (1892) и неоднократно переиздавались. Он не мог не видеть иллюстраций П.М. Боклевского и П.П. Соколова, но Коновалов, обладавший ярким и чутким воображением, пытливым отношением к теме, сумел найти присущие только ему средства выразительности «для прочного воздействия и утверждения образов в памяти» читателя.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!