Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

М.А. Егорова (Троицкая) «Церковь Святого Георгия XII века в Старой Ладоге». «Выставка одной картины» в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Дата мероприятия:  22.04.2014  —  22.05.2014
Телефон:  (84595) 2-10-94

22 апреля 2014 года в филиале СГХМ им. А.Н. Радищева – Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина – открылась выставка живописной работы М.А. Егоровой (Троицкой) «Церковь Святого Георгия XII века в Старой Ладоге». Выставка приурочена к 110-летию со дня рождения художницы. Этюд «Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге» был написан в 1968 году, а в 1974 подарен автором хвалынскому музею. На этюде запечатлен один из древнейших памятников отечественного зодчества. Более восьми веков устремлен в небо купол Георгиевского собора. Точной даты возведения уникальной христианской святыни история не сохранила, согласно легендам, построен он в 1165–1166 годах. По древней традиции возведение русичами храмов приурочивалось к знаменательным военным событиям, одним из которых в начале XII столетия и стала триумфальная победа ладожан и новгородцев над шведами, осадившими Староладожскую крепость. С тех пор поле легендарной баталии, возле которого и возвели ладожане церковь Святого Георгия, носит название «Победище».

В XII веке, по образному выражению одного из искусствоведов, по всей Руси прошагали однокупольные храмы-богатыри. Георгиевская церковь представляет собой характерный для Новгорода этой эпохи вариант четырехстолпного храма, увенчанного одной главой и имеющего три равновысокие апсиды. Несмотря на простоту форм, лаконичность незамысловатого объема, Георгиевская церковь производит сильнейшее впечатление. Еще с начала XIX века она привлекала внимание многих художников и любителей русских древностей. В 1950-1960-е годы ленинградскими реставраторами были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы, церковь максимально приблизилась к своему первоначальному виду.

Сильную и радостную красоту увидела художница М.А. Егорова в древнерусском храме. Не случаен выбор вертикального формата – к самому верхнему краю устремляется купол стройного, белокаменного храма-богатыря. Изображенная перед ним небольшая деревянная церковь XVII века во имя Святого Димитрия Солунского своими приземистыми формами как будто нарочито подчеркивает изысканность и монументальность более древнего храма. Взмывающие к куполу стаи птиц усиливают ощущение движения ввысь. Словно оторвавшись от земли, храм поднимается к небу, возвышаясь над деревянными избами, над синей речкой, над зеленеющими на другом берегу холмами. Изображение храма максимально приближено к зрителю. Художница продолжает мысли древнерусских зодчих, стремясь воссоздать духовный порыв к небу, к единению с Создателем и Святыми подвижниками. Отсветами битв и пожарищ лихолетья полыхают на белых стенах храма коричневато-розовые цветовые волны, подхваченные ритмом полукруглых апсид и арочных обрамлений прясл. В левом верхнем углу этюда среди клубящихся облаков отчетливо проступает силуэт богатырского коня с развевающейся гривой, как будто сам Святой Георгий победоносно пролетает над Русью, призывая на подвиг за Отчизну, «за други своя». В статье «Берегите старину» Н.К. Рерих писал: «Как прекрасна мысль запечатлевать всё самое изначальное, самое драгоценное. При пожаре мира как в сохранную скрыню полагается истинное сокровище до суждённого часа. Сколько драгоценных устоев сохраняется в изображении древних храмов». Именно этой идеей – запечатлеть образ, наполненный жизнью народа – проникнуто произведение М.А. Егоровой.

Муза Александровна Егорова (Троицкая) родилась 14 (27) апреля 1904 в г.Кушва Пермской губернии . Училась в студии живописи и рисунка при Саратовском Пролеткульте (1919) у В.М. Юстицкого, в Саратовском художественном техникуме (1920-1925) у К.Г Полякова, В.М. Юстицкого, Д.Е. Загоскина, в СГУ на искусствоведческом отделении. Работала в Нижневолжском краевом музее, преподавала рисование в саратовской школе (1925-1927). В 1933 Муза Александровна вместе с мужем Е.В. Егоровым переехала в Москву. В начале 1942 года они были эвакуированы в Саратов. Егорова работала мастером-кукольником в Саратовском театре кукол. С середины 1940-х снова жила и работала в Москве, была членом МОСХ. С 1923 года принимала участие на выставках в Саратове и Москве. М.А. Егорова ушла из жизни в декабре 1990 в Москве. В собрании Хвалынского художественно-мемориального музея представлены ещё 4 живописные работы художницы: «Натюрморт с тыквенным цветком» (1967), «Осенний натюрморт» (1967), этюд «Москва зимняя» (1963), этюд «Река Псекупс» (1967). Все эти произведения отличает декоративность форм, тонкая разработка цветовых отношений, продуманность композиционных решений. В разные годы они экспонировались в картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры