Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Молодая старая Одесса Музей Борисова-Мусатова

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации
Фёдорова Наталья Васильевна

10.12.2021  —  06.02.2022
Телефон:  (8452) 22-27-52
Стоимость билета:  от 80 руб. до 120 руб.

В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) начала работать выставка печатной графики и редких изданий из собрания Радищевского музея.

«…Старая Одесса – это юная Одесса.

Старая Одесса сама по себе есть предисловие славное,

краткое и милое предисловие к нынешней великолепной Одессе»

(Александр Дерибас)

Одесса – один из красивейших юго-западных городов Украины на берегу Чёрного моря, завораживает каждого своим историко-культурным прошлым, богатыми традициями и великолепной архитектурой. Её колоритные морские побережья, городские пейзажи, достопримечательности, атмосферу и свойственный одесситам юмор, запечатлели в своих произведениях многие писатели, поэты и художники.

Виды Одессы целыми альбомными сериями издавались в литографических мастерских Ф. Гросса. В. Вахренова, Л. Нитче, открытых с начала XIX века практически во всех крупных европейских и российских городах.

Представленные на выставке великолепные панорамы позволяют зрителям взглянуть на Одессу глазами итальянского художника Карло Боссоли (1815–1884), посвятившего этому городу множество своих произведений. Будущему мастеру было пять лет, когда его семья эмигрировала из швейцарского Лугано в Одессу, где проживало много итальянцев. В связи с трудным положением семьи, Боссоли вынужден был с ранних лет зарабатывать на жизнь. Работая в антикварной лавке по продаже эстампов, он научился рисовать, создавая копии картин. В 1828 году он был принят в мастерскую театрального художника Одесской оперы Ринальдо Наннини. На практике юноша изучал живопись и рисунок, профессионально сформировался, выработал свой сугубо реалистический стиль. Способности К. Боссоли были замечены графом М.С. Воронцовым, губернатором Новороссийского края и Бессарабии, поддерживающего молодые таланты. По заказу этого покровителя науки и искусства Карло Боссоли исполнил несколько видов Одессы, что, по мнению исследователей жизни и творчества художника, позволило вывести его семейство из бедственного положения, последовавшего за смертью отца. С тех пор Михаил Семенович и его супруга Елизавета Ксаверьевна Воронцовы стали его постоянными заказчиками и меценатами. По настоянию Е.К. Воронцовой К. Боссоли отправился в Италию для совершенствования мастерства. Он провел в Италии более года (весна 1839 – лето 1840 гг.), изучал произведения старых мастеров и современных ему живописцев, вдохновлялся на создание собственных картин. Затем художник по приглашению графа М.С. Воронцова приехал в Крым, в Алупку, где жил в 1840 – 1842 годы. В 1843 году Карло Боссоли покинул Крым и снова отправился в Италию, в г. Турин, где в 1884 году и закончилась жизнь талантливого мастера, маньериста, баталиста.

Нарисованные с натуры и литографированные им архитектурные пейзажи составили альбом «Собрание одиннадцати видов города Одессы», листы которого вошли в экспозицию. Эта первая серия в чёрно-белом варианте была отпечатана в литографической мастерской Александра Брауна, скорее всего, не ранее 1837 года.

В библиотеку Радищевского музея листы с видами Одессы поступили, предположительно, в 1920-е годы. Судя по штампу, они принадлежали Центральному Педагогическому Музею Наглядных пособий г. Саратова.

Графические произведения Карло Боссоли с документальной точностью отражают жизнь города двух первых десятилетий XIX века. В дальнейшем гравюры К. Боссоли часто становились иллюстрациями книг об истории Одессы, они и сейчас достаточно популярны на современных интернет-ресурсах.

Каждый, кто когда-нибудь бывал в этом городе, да и сами одесситы с лёгкостью узнают Преображенскую площадь, памятник Дюку де Ришелье – «визитные карточки города», однако многие виды за сто восемьдесят прошедших лет претерпели значительные изменения, и попытаться угадать, увидеть сохранившиеся до наших дней уголки исторического центра Одессы – оказалось очень увлекательным занятием. Поэтому и мы приглашаем зрителя совершить это путешествие во времени и пространстве.

Листы, исполненные блестящим рисовальщиком, отличаются необычными ракурсами и свежестью видов молодой ещё Одессы. Они знакомят не только с великолепной архитектурой, вмещающей в себя разнообразие стилей, но и с бытом, нравами её жителей. Особый колорит и достоверность литографиям придают изображения нарядно одетых горожан, прогуливающихся по бульварам пешком или «на извозчике», корабли и парусники на заднем плане пейзажей.

Для нас, организаторов выставки, в чём-то стало символичным, что гравюры Боссоли увидели свет в 1837 году – году гибели А.С. Пушкина. Однако мы помним, что в Одессе поэт провёл несколько лет (1821, 1823-24 годы) и оставил бессмертные поэтические строки, описывающие Одессу в романе «Евгений Онегин». Могли ли Пушкин и его младший современник Боссоли реально пересекаться? Скорее всего, их объединяет одно пространство города. В том числе и дом И.П. Бларамберга, видного учёного, одного из первых одесских археологов. Известно, что поэт изучал его рукописные материалы и замечательную коллекцию древностей, положившую начало Археологическому музею в Одессе, а Карло Боссоли занимался копированием предметов. Результатом этого стал альбом «92 карандашных рисунка Карло Боссоли», вмещающий в себя изображения скульптуры, памятников, амфор и надгробий из коллекции И.П. Бларамберга и М.С. Воронцова.

На выставке также представлены одесские издания первой половины XIX века. Здесь можно увидеть два экземпляра «Керченских древностей», выпущенных в 1845 году в типографии А. Брауна (кстати, издававшего и литографии К. Боссоли). Экземпляры из музейного фонда «Редкая книга», знакомят с историей, культурой и книгоиздательской деятельностью того времени. Это изданные в Городской типографии «Записки Одесского общества истории и древностей» (1844), «Хронологическое обозрение истории Новороссийского края» (1836, 1836) А. Скальковского, «Псковская судная грамота, составленная на вече в 1467 году» (1847).

Старая Одесса… Рассматривая литографии и книги почти двухсотлетней давности мы вспоминаем историю прекрасного города – неотделимую часть нашей общей истории. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"