Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Проект «Выставка одной картины». Маскаев П.А. «Умиротворение» (к 70-летию со дня рождения художника)

  • П.А. Маскаев. Умиротворение. 2000
Авторы: Бородина Валентина Ивановна и Грибанова Марина Владимировна

Со 2 ноября по 15 декабря 2021 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Маскаева П.А. «Умиротворение» 2000. Х., м. 71Х71.

Маскаев Павел Александрович (1951-2013) – Заслуженный художник России, родился в Ашхабаде Туркменской ССР в 1951 году. В 1978 году окончил Саратовское художественное училище. В 1970-1980-е годы совершил ряд творческих поездок на Кавказ, Южный Урал, Памир, Прионежье, Кольский полуостров, Смоленск. Участник Всесоюзных, Всероссийских, региональных и международных выставок. С 1988 года – один из организаторов «Хвалынских пленэров» на родине К.С. Петрова-Водкина. Он остался в памяти у людей как талантливый художник и организатор, прекрасный человек, лёгкий и яркий в общении, неунывающий, имеющий талант вдохновлять окружающих.

Представленный на выставке пейзаж «Умиротворение» написан в 2000 году, когда Павел Маскаев находился в Хвалынске вместе с другими саратовскими художниками на пленэре. На картине изображены северо-западные окрестности Хвалынска. Но это не столько конкретный мотив, сколько обобщённый образ природы. Вероятно, хвалынский пейзаж отвечал мироощущению Павла Александровича, поэтому в созерцании его художник находил источник вдохновения на протяжении более двадцати лет. Ведь писал художник не вид, не ландшафт, а мир, созданный Богом. Сам художник не раз повторял, что для него важно помочь зрителю увидеть «присутствие Величия Того, Кто создал этот мир». Пейзажи Маскаева несут в себе одухотворённость христианского мирочувствия, в основе которого лежит первый из трёх элементов христианского миропонимания (1 - всё было сотворено, 2 - всё пало, 3 - всё искуплено), запечатлевшего в своём устроении и бытии мудрость, славу и красоту Божьего замысла, несущего светлое жизнеутверждающее начало.

Сохранившаяся природная чистота и нетронутость хвалынского пейзажа по этой причине привлекала его. В эпическом размахе изображённого пространства ощущается это Благословение Божие. Художник идёт по пути обобщённой трактовки формы, стремясь уловить «музыку пространства» и убедительно передать его звучание. В картине несколько горизонтов, ярусно поднимающихся вверх, от холмов, покрытых выжженной солнцем травой или массивом садов ближних планов, до отрогов гор - то покрытых лесом, то обнажённых с меловыми выходами среди жёлтой растительности. Эти растекающиеся волнами горизонтальные членения вертикально устремлённой композиции напоминают нотный стан, а отдельно стоящие деревья на ближних планах – ноты нижнего регистра на нём, который, как известно, звучит полно, густо, плотно. Картина написана лёгкими касаниями кисти, короткими, многочисленными мазками разных оттенков зелёного, жёлтого, розовато-палевого по тёмно-зелёному грунту. Не закрашенный в отдельных местах цвет грунта является объединяющим тоном картины.

Павлу Александровичу удалось передать состояние божественной благодати, умиротворения, разлитого в знойном августовском пейзаже. Рассматривая картину, можно сказать о душевном состоянии художника в момент её создания. Это покой смирения и любви ко всему миру. Здесь «сущность не концентрируется – она разлита». Маскаев приезжал в Хвалынск, чтобы услышать тишину мира и писать не «точечную» жизнь, но «житие». И сейчас, когда уже нет Павла Александровича, когда он сам слился с вечностью, этот масштаб особенно ощутим в его работах. Но и при жизни художник в 2010 году стал лауреатом национальной премии в области изобразительного и декоративного искусства России в номинации «Духовная живопись». Казалось бы, победил он в номинации, по нашим представлениям, мало связанной с пейзажем. Вроде бы художник никого никуда не зовёт, никого не поучает, не мистифицирует, не атакует своими декларациями. Но, вероятно, жюри конкурса почувствовало, что сами пейзажи Маскаева несут в себе это духовное звучание.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры