Выставка одной картины "П.В. Кузнецов. Бухарский натюрморт. 1913"

  • Выставка одной картины "П.В. Кузнецов. Бухарский натюрморт. 1913"
Дата мероприятия:  07.06.2019  —  10.06.2019

Картина "Бухарский натюрморт" из Радищевского музея относится к серии работ, написанных Кузнецовым в 1912 - 1913 годах, которые принято называть "бухарскими". После творческого кризиса конца 1900-х годов художник возрождается, обращаясь к Востоку в поисках "великого и вечного". Решающую роль сыграли странствия художника по заволжским степям, поездки в Бухару, Самарканд, Ташкент. В это же время (1910-е годы) он начинает писать натюрморты. Один из них "Бухарский натюрморт" из собрания Саратовского художественного музея.

Букет розовых, бледно-фиолетовых, розовато-желтых, белых цветов, оттененных звучными зелеными листьями. Цветы, словно пестрый шар фейерверка, выплеснуты из темно синей с зелеными и фиолетовыми отливами вазы, которая четко вырисовывается на контрастном желтом участке фона. Букет напоминает красочный фонтан - излюбленный кузнецовский мотив. Словно брызги от фонтана, все оттенки букета, но в смягченном варианте появляются в нежнейшем воздушном прозрачном фоне. Веерообразная манера наложения мазка создает ощущение "лучистости" всей работы. В ней нет видимого, прямого источника света, но сами цветы как будто наполнены им и светятся изнутри. Натюрморт написан темперой, которой Кузнецов отдавал предпочтение в этот период. Ее декоративные возможности он использовал как бы с оглядкой на приемы импрессионизма. С помощью тончайших оттенков цвета, которые словно стремятся к слиянию в одно целое, он создает, можно сказать, едва окрашенный свет. Благодаря этому на холсте появляются реальные, живые цветы, окутанные туманом. Но они легки до невесомости, бесплотны как символы и сияют своим собственным призрачным светом.

****

"Голубая роза" (1907 - 1910) - единственное оформившееся объединение художников-символистов в России. Ядро этой группы составляли художники, так называемой, "саратовской школы" участники выставки "Алая Роза", состоявшейся в Саратове в 1904 году Кузнецов П., Уткин П., скульптор Матвеев А. Признанным вождем символистов-живописцев "второй волны", а также группы "Голубая роза" был Кузнецов Павел Варфоломеевич.

Творческая программа голуборозовцев перекликалась с символизмом поэтов "серебряного века". Для живописи членов "Голубой Розы" характерны плоскостно-декоративные ритмы, прихотливость, линеарность, мягкая, приглушенная палитра, увлечение восточными мотивами и мистико-аллегорической тематикой. Едва ли не самой главной отличительной чертой символистской живописи было стремление к пластическому упрощению образов. Молодые символисты отказались от непосредственного воплощения натуры, что логически привело к примитивизации живописи. Однако это не было системой. К упрощению своей образной структуры каждый художник-символист приходил совершенно самостоятельно и интуитивно. Естественно, стремление к примитивизации у Кузнецова проявилось по-своему. В его картинах плоть зримого мира тает, его живописные видения почти ирреальны, сотканы из образов-теней, обозначающих едва уловимые движения души.

"Саратовская школа" - общность художников, сложившаяся на рубеже XIX - ХХ веков (Борисов-Мусатов, Кузнецов, Уткин, Матвеев и Петров-Водкин). Решающей предпосылкой ее возникновения стало основание в Саратове в 1885 году Боголюбовым Радищевского музея. Борисов-Мусатов был неофициальным мэтром, учителем, а его новаторские идеи стали сущностью саратовской школы. Молодых художников - последователей Мусатова связывали взаимные симпатии земляков, друзей и соучеников (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (1897 - 1904)), а также одинаковость среды, воспитания и самовоспитания, взглядов, устремлений, понимание задач искусства и увлечение французским символизмом и немецким модерном. И еще нечто специфическое, что дает право говорить о художниках-волжанах почти как о направлении в русском искусстве, о "саратовской школе живописи", - это сильное впечатление от природы Поволжья, полученное в детстве и юности, и перенесенное этими художниками в свое творчество. Отсюда же элегические интонации Борисова-Мусатова, пленившие не только саратовцев, но и всех голуборозовцев. На всю жизнь отпечаталась в их памяти голубая ширь сверкающей на солнце Волги, изрезанный оврагами высокий ее правый берег, выжженные солнцем, охристые, розовые, желтые заволжские степи под бледным, дышащим зноем небом. Отсюда их любовь к солнечному свету, то ослепительному, то видимому сквозь туман, к синеве, то разбеленной, то сверкающей, как воды великой реки, на берегах которой они родились и выросли.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений