Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Волшебный калейдоскоп Николая Глинского. Сказка, миф, история» в Энгельсской галерее

Автор:  Гусева Юлия Вячеславовна

  • Выставка «Волшебный калейдоскоп Николая Глинского. Сказка, миф, история» в Энгельсской галерее
Дата мероприятия:  07.09.2021  —  05.12.2021
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55

Имя Николая Борисовича Глинского (1901–1999) тесно связано с Саратовом, в котором после возвращения из эмиграции в середине 1950-х годов, он жил и работал главным художником в театре драмы им. К. Маркса (ныне Саратовский академический театр драмы им. И. А. Слонова). Долгая жизнь Николая Борисовича Глинского охватила весь XX век, художник преодолел все потрясения и перемены, которые принесло прошлое столетие, и оставил мемуары, служащие источником богатых биографических сведений о нем (Глинский Н. «Моя жизнь – весь ХХ век», Волга, 1997).

Детство и юность Н.Б. Глинского прошли в Москве в старом особняке на Плющихе, в котором когда-то жил юный Лев Толстой. С ранних лет будущий художник проявлял интерес к рисованию и сцене – в доме его деда даже был свой домашний театр. Позже он вспоминал: «Яркое впечатление давало посещение театров. Родители всегда покупали абонемент в ложу Большого театра. Слушал Шаляпина в "Хованщине" Мусоргского, "Севильском цирюльнике" Россини».

Октябрьская революция 1917 года прервала мирную жизнь и гимназическое образование молодого человека. Семья Глинских уехала сначала в Крым, затем в Константинополь. Там Николаю Борисовичу, ради выживания, довелось поработать и маляром, и торговцем газетами, но при этом он смог продолжить образование. В 1922 году русская гимназия, в которой он обучался, была переправлена в Болгарию. Так будущий художник оказался в судьбоносной для себя стране, где прошёл самый продуктивный период его творческой биографии. В 1923 году Николай Глинский приехал в Софию, где поступил в Болгарскую Академию художеств на декоративное отделение.

В отличие от многих русских, не находивших себе применения на чужбине, Глинский не мог пожаловаться на отсутствие заказов: рисовал открытки с народными костюмами, активно сотрудничал с дамскими журналами, иллюстрировал детские книжки. А с 1926 года началось его долгое и плодотворное сотрудничество с театрами. Особенно охотно молодого художника приглашали для работы в Софийский государственный театр оперы и балета. Там он оформил множество постановок («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Жар-птица» И.Ф. Стравинского и др.) эскизы декораций и костюмов к которым представлены на выставке. Особое место в этом ряду занимает «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Сам художник писал о нем так: «Этот спектакль – мечта любого театрального художника. Многим так и не доводится над ним поработать. А я совсем молодой и уже рисую для "Годунова". Счастье». Именно эти эскизы заслужили похвалу самого Ф.И. Шаляпина, который подарил Глинскому свою фотографию с надписью: «Брависсимо, милейший господин Глинский! Смотрел ваши эскизы – превосходная работа. Браво! Ф. Шаляпин. 1934».

Николай Борисович описывал творческий процесс создания костюмов: «Вместо дорогих, фабричного производства тканей, таких как бархат или парча, стали использовать дешевые материалы, но расписывали их различными способами, добиваясь художественной яркости, достоверности и убедительности. Теперь костюмы создавались специально для каждого нового спектакля, подчеркивали его типажи, с одной стороны, и добивались большего сценического эффекта, с другой. И при всем этом учитывался характер, особенности фигуры одеваемого артиста». На выставке экспонируются красочные эскизы костюмов к операм «Садко», «Сказка о царе Салтане», балету «Шахрезада».

Работы Н.Б. Глинского вызывали заслуженное восхищение не только у простых зрителей, но и у именитых особ – членов семьи болгарского монарха, иностранных дипломатов, которые делали ему заказы на оформление праздничных приемов и эксклюзивных изданий.

В 1946 году Николай Борисович, всегда мечтавший вернуться на родину, получил советское гражданство. Но покинуть Болгарию смог только в 1955 году. И только через год ему удалось переехать в Саратов, вступить в Союз художников СССР, быть принятым на должность главного художника в театре драмы им. К. Маркса. На новом месте он оформил 26 пьес, среди которых были и русская классика, и советская драматургия. Кроме того Николай Борисович активно сотрудничал с Приволжским книжным издательством, создавая близкие его сердцу рисунки на сказочные сюжеты. На выставке можно увидеть ряд работ иллюстративного характера: к сказкам «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, «Аленький цветочек» А.С. Пушкина и к «Слову о полку Игореве».

Произведения Н.Б. Глинского отличает декоративная выразительность образов, насыщенность цветовой гаммы и четкая графичность линий, которые придутся по вкусу не только взрослым, но и юным посетителям выставки. Герои и сюжеты его работ позволяют вспомнить сказки, народные и авторские, а так же – через эти сюжеты – яркие страницы русского оперного и балетного искусства.

Глинский, как член Союза художников Болгарии и СССР, принимал участие во многих выставках проходивших в этих странах в 30–60-е гг. В Саратове состоялось несколько персональных выставок Николая Борисовича, которые прошли в Выставочном зале на Набережной (1982 г.) и в залах Радищевского музея (1992, 2002-2003 гг). После выставок часть работ Глинского была приобретена в собрание музея, в нем насчитывается более 350 графических произведений художника. Работы Глинского находятся в Болгарии, Швейцарии, Италии, Германии, Чехословакии, частных собраниях Саратова.

"И каким бы немыслимо тяжелым для людей не выпал двадцатый век, в мой двадцатый век, мне все-таки, наперекор всему, удалось получить многое из того, что я хотел: привлекавшую меня профессию и работу, идеальную жену, обрести вновь свою Россию", – Николай Борисович Глинский.

Так же на выставке можно увидеть портрет Н.Б. Глинского авторства В.Г. Евграфова выполненный им в последние годы жизни художника. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"