Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка «Новый реализм “весны” советской»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

21.08.2021  —  21.09.2021
Галерея, являющаяся в настоящее время составной частью художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, открыта в «оттепель» - 1 мая 1961 года. Можно сказать, что её появление – результат положительных процессов, происходивших в стране, когда приобщение масс к культуре стало одним из приоритетов власти. Это было время регулярных Всесоюзных выставок. Работы с них покупались государством у художников и распределялись по музеям страны. На базе этих работ, многие из которых представлены на выставке «Новый реализм «весны» советской», формировалась коллекция нашей галереи. В них передано настроение эпохи, названной по одноименной повести Ильи Эренбурга «оттепелью», что точно обозначало общую атмосферу ожидания перемен и духовного подъёма. Началом «оттепели» принято считать выступление Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС в феврале 1956 года с осуждением «культа личности» и идеологического наследия И.В. Сталина. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы.

Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить это грандиозное время строек, освоения новых земель, покорения космоса. Но не только новые выразительные средства интересовали художников, но и новое содержание, новые герои. Космический и научный прорыв Советского Союза вывел на общественную авансцену, а заодно и на полотна новых романтических героев — ученых, инженеров, геологов, как в картине С.П. Подрядчикова «Учёные физики Ю.Зязев и Б.Могилевский» (1962) или В.К. Ткаченко «Юность Ю.А. Гагарина» (1968). Мечтой о новых мирах и свершениях проникнуты обе работы. Тогда же появилось известное противопоставление «физиков» и «лириков», которое, впрочем, на деле напоминало скорее синергию, поскольку и те, и другие считали, что искусство с наукой могут гармонично сосуществовать.

В эти годы было создано много ярких, талантливых произведений. Тема весеннего пробуждения звучит в пейзаже К.К. Сафаргалиева «Ранняя весна» (1960) и «Весна в Москве» (1958) Валентина Полякова – представителя полуофициального искусства, переосмыслявшего наследие русских авангардистов начала ХХ века. В его работе «Одесский порт» (1958) предстаёт городской пейзаж, озарённый настроением обновления.

Портреты, созданные в эти годы, можно назвать жанровыми, в них много «говорящих» деталей, позволяющих определить характер увлечений, например, орнитологией «Саши» (1962) В.А. Андреева или сельскохозяйственной техникой «Юного тракториста» (1957) Е.В. Ильина, либо увидеть человека с атрибутами его труда, как в «Портрете монтажницы Лукъяновой» 1959) В.К. Трусковского или «Вари-учётчицы» (1954) Ю.Ф. Внодченко.

После 1962 года ярким представителем нового реализма становится «суровый стиль». Выразителем этого стиля на выставке является полотно Б.Я. Малуева «Большая нефть» (1962). Живописный язык «сурового стиля» тяготел к плакатному - обобщенность, рубленые плоскости. Одним из ярких представителей «сурового стиля» был В.Е. Попков. Его «Дети на солнце» (1959) написаны на одной из молодёжных строек. Художников интересует не столько коллективные мечты и чаяния, а простая частная жизнь маленького человека.

Время строительства нового жилья отражено в картине Г.С. Шелманова «Новые хозяева», а покорение целинных земель в этюде П.А. Гришина «На пашне» (1957). Даже военная тема в оттепельные годы приобрела камерный характер, связанный с конкретным человеком, к которому так легко эмоционально подключиться, как в картине В.И. Романова «Солдатский час» (1967), где показан солдат в минуты, когда он может позволить себе снять тяжёлые сапоги, умыться в реке, отдохнуть от военных тягот.

В рамках выставки «Новый реализм “весны” советской» экспонируются графические произведения, ставшие основой графической коллекции галереи в 1960-е годы. Ксилографии «Портрет Ф.М. Достоевского» и «Портрет М. И. Кутузова» подарил автор – народный художник СССР, лауреат Ленинской премии В.А. Фаворский, которого мы считаем «крёстным отцом» галереи. Именно он незадолго до своей смерти подписал письмо, адресованное Хвалынскому городскому совету, с ходатайством о присвоении ей имени К.С. Петрова-Водкина. В 1964 году картинная галерея стала носить имя выдающегося земляка.

Здесь же представлено творческое наследие известного литографа, Народного художника РСФСР Г.С. Верейского, подаренное галерее вдовой мастера. Г.С. Верейский знал К.С. Петрова-Водкина, как и Кузьма Сергеевич, он был членом объединения «Мир искусства». Верейский - признанный мастер графического портрета, отличающегося точностью характеристики модели, подчёркнутой твёрдостью рисунка. На выставке представлены «Портрет О.С. Остроумовой-Лебедевой» и «Портрет Б.М. Кустодиева» из серии литографий 1927 года «Портреты русских художников» и три портрета – актёра Ю.Толубеева (1958), писателя М.М. Пришвина и скульптора С.Т. Конёнкова (1954) из серий, посвящённых деятелям русской культуры.

В 1960-е годы самым популярным видом эстампа становится линогравюра. Этот дешёвый вид графики широко распространился в стране. Одним из признанных мастеров цветной линогравюры был Б.Н. Ермолаев. Художник тяготел к разнообразным формам наивного искусства, к деревенским мотивам. Его эстампы отличаются прямолинейностью и грубоватой трактовкой формы, и в то же время Борис Ермолаев бережно относился к цветному пятну, оттеняя его силу и насыщенность. В его цветной линогравюре «В гостях» (1962) в полной мере проявились декоративные пристрастия художника, его безупречный вкус и чувство меры.

На выставке представлены лучшие иллюстрации Н.В. Кузьмина к поэме А.С. Пушкина «Граф Нулин» (1959), удостоенные бронзовой медали на выставке книги в Лейпциге. Художник был одним из лучших иллюстраторов русской классики. Он виртуозно владел пером и тушью. Ремесло иллюстратора сравнимо с профессией актера: и тот, и другой должны уметь перевоплощаться по воле автора, считал Николай Васильевич Кузьмин. Сам он способностью перевоплощения обладал с избытком.

Монотипия Б.А. Уханова «На Каме» (1960) представляет редкий вид графики. Изображение в этой технике наносится художником кистью масляной или типографской краской на плоскую металлическую пластину, с которой производится печать на увлажнённую бумагу под давлением на офортном станке. С печатной формы можно получить только один качественный отпечаток (отсюда название), второй получается бледным. Характерная особенность монотипии — мягкость тональных переходов, размытость контуров, ощущение свободного мазка. Во многих случаях монотипия напоминает акварель по влажной бумаге. Борис Уханов – признанный мастер этой редкой техники, которой он занимался именно в «оттепельные» годы.

И всё же искусство периода «оттепели» находилась под контролем властей, выполняя их заказ. Политика либерализма оказалась непоследовательной, период изменений сменился периодом застоя, но это время осталось в памяти поколений светлым и лиричным. Влияние, которое оказал этот короткий период относительной свободы, трудно переоценить. Он сформировал талантливое поколение, чье наследие питает русскую культуру до сих пор.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"