Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Многоликая» графика В.Н. Челинцовой (1906-1981)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Валентина Николаевна Челинцова родилась в Хвалынске в 1906 году. Первые занятия искусством начинались в отрочестве, когда Валя с тележкой ездила за глиной в ближайший овраг, потом месила её ногами во дворе и лепила своих друзей, близких, фигуры животных. Эти первые скульптуры были замечены в 1923 году Александрой Лукьяновной Яворской, приехавшей из Москвы в Хвалынск от деткомиссии при ВЦИКе по вопросу устройства в бывших черемшанских монастырях колонии для беспризорных детей. Так Валентина попала в Саратовское художественное училище, где училась у блестящего рисовальщика В.М. Юстицкого. Юстицкий приучал учеников к быстрым лаконичным зарисовкам человеческой модели. Он считал, что рисовать надо постоянно, что рисунок должен органически врасти в жизнь для упражнения зоркости глаза и точности движения руки. И Валентина Николаевна никогда не расставалась с карандашом. Позже учителя - Д.И. Митрохин, В.М. Конашевич, Е.Е. Лансере в ленинградском ВХУТЕИНе, куда она поступила в 1927 году на графический факультет, укрепили в ней веру в линию. Таким образом, ей посчастливилось не только почувствовать «дыхание большого времени» в Академии художеств (ВХУТЕИН), что само по себе ко многому обязывало, но и впитать культуру, что называется, «из первых рук».

Валентина Николаевна была щедро одарена от природы, она занималась не только графикой, но и живописью, скульптурой, книжной иллюстрацией, была прекрасным педагогом, но всё-таки именно в графике она преуспела лучше всего. Поэтому к 115-летию со дня рождения Валентины Николаевны на её родине в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина экспонируется её станковая графика разных лет из фондов музея. Многие листы были подарены музею самой художницей в 1960-е годы, некоторые листы из её поездок по Северу были подарены её средним сыном – Николаем Михайловичем Леженем уже в 2000-е. Некоторые из представленных рисунков Валентина Николаевна сделала в Хвалынске, где у неё была дача. Часто она рисовала соседских детей. Особенно удачен карандашный портрет хвалынской девочки Лиды Селивёрстовой. Во взгляде больших распахнутых глаз, лишённых ясной однозначности, прочитываешь и робость, и открытость, и наивность, и сдержанность. Светло-серый штрих, перемежаясь с белыми участками листа, придаёт лицу портретируемой просветлённость и задумчивость.

Очень подробен и виртуозен рисунок «Ранней весной» (1971). Он напоминает японские гравюры. Тонкая линия, упругий штрих, выверенная композиция – отличительные черты графических работ Челинцевой. Такие её рисунки, как «Хвалынский базар» демонстрируют эту остроту глаза и подчинённой ему руки, умеющей быстро, экономичными средствами передать движение, характеры вовлечённых в сцену людей.

Любовь к линии привела Валентину Николаевну к различным техникам гравюры. Уже в 1970-е годы, часто бывая на творческой даче «Челюскинская» под Москвой, она серьёзно занималась офортом, где очень важно владение рисунком. Надо сказать, что Валентина Николаевна мастерски использовала все возможности этой техники – выразительность свободно бегущей линии, богатство ритмики, тональность штриховки, бархатистость чёрного. На выставке представлены её офорты «Портрет Тендулю Порбин», «Решение», выполненные по следам её творческих экспедиций на Чукотку. Часто её офорты последних лет отличались символической образностью, совмещением реальности и условности, как в «Музыке Моцарта» (1975).

Художница увлекалась акварелью, которую любила за возможность передачи тонких градаций тона и эти достоинства акварели можно видеть в её хвалынских пейзажах. В акварельных портретах эти нежные тональные переходы выражают лирическое видение художницей своих героев, как в «Студентке-цыганке» (1959) или «Портрете Г.Г. Нигматулина» (1960-е). На выставке представлены две работы выполненные пастелью в Хвалынске – «Портрет Митрофанова» (1960-е) «А.П. Радищева и Т.П. Боева за работой» (1971).

На открытии выставки художницы присутствовали и те, кто её знал и даже позировал ей в детском возрасте, кого она поддержала в юные годы в занятиях рисованием, как Александр Дьяков и Татьяна Милушкина и те, кто поддерживал с ней в юности отношения, переписывался с ней, как Любовь Леонидовна Спицына.

К юбилейной дате в издательстве «БуксМАрт» вышла большая книга Г.С. Трифоновой «Валентина Челинцова (1906-1981). Жизнь и творчество в объёмном времени». Над книгой Галина Семёновна работала более 30 лет, собирая воспоминания челябинских и саратовских учеников, эпистолярное наследие и мемуары художницы. В книге впервые опубликована рукопись Челинцовой «О симфонизме в композиции картины», в которой Валентина Николаевна сформулировала своё оригинальное пластическое видение. Творчество художницы в книге рассматривается в тесном переплетении с проблемами отечественного искусства конца 1920-х – начала 1980-х годов. Книга вышла благодаря Российскому фонду фундаментальных исследований. В неё вошёл каталог художественного наследия художницы и альбом её работ, в том числе и тех, что хранятся в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева и его филиале – Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры